Нерасторопность чиновников может помочь импортерам автомобилей. В течение как минимум ближайшей недели у них есть шанс ввезти в Россию иномарки по близким к таможенным тарифам. Принятое 9 октября постановление о продлении действия повышенных пошлин на импортные авто формально вступит в силу не раньше 20 октября.
Временные таможенные пошлины на иномарки были приняты в декабре прошлого года и вступили в силу с 12 января сроком на девять месяцев, то есть истекли 12-го октября этого года. 9 октября премьер-министр России Владимир Путин подписал документ о продлении действия пошлин еще на девять месяцев, то есть до 12 июля 2010 года.
Все постановления правительства России, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после появления их текста в «Российской газете». Таможенный кодекс РФ предусматривает еще более жесткие требования – акты таможенного законодательства вступают в силу только через месяц со дня их официального опубликования. И правительство России до сих пор четко исполняло эту норму: во всех решениях об изменении таможенных пошлин предусмотрена месячная отсрочка.
Новое постановление от 9 октября было опубликовано только 12-го числа, а, следовательно, вступит в силу в лучшем случае 20 октября, а в случае применения Таможенного кодекса РФ – 10 ноября. Поскольку срок действия ранее установленных повышенных пошлин уже истек, они применяться сейчас не могут.
По мнению экспертов, постановление может быть оспорено в суде. «Такое развитие событий возможно, – полагает Александр Почуев, председатель совета директоров группы компаний «Консалтум». – При обращении в суд граждан или правозащитных организаций, указанное постановление может быть признано недействующим в части установления даты немедленного вступления в силу».
Таможенники, разумеется, будут исполнять не действующее ещё указание правительства в полном объеме. Как пояснили «Фонтанке» в пресс-службе Северо-Западного таможенного управления, никаких пауз в работе не предвидится - ни на месяц, ни на неделю. «К нам никто не обращался по поводу каких-либо временных изменений, мы будем работать, как и раньше, с прежними ставками еще девять месяцев», – заявили в таможне.
Однако у граждан и компаний, заплативших повышенную пошлину, есть шанс отстоять свои права в суде, после растаможивания автомобилей потребовав возврата разницы. Такая практика уже есть. Например, в позапрошлом году областные парламентарии опоздали с публикацией закона, повышающего транспортный налог. В итоге, после вмешательства прокуратуры, он был отменен, и владельцы автомобилей целый год платили по прежним ставкам.
Аналогичная ситуация сложилась в канун 2000 года, когда «проспали» и федеральные, и городские законодатели. В итоге повышение налога на имущество граждан и владельцев транспортных средств было отложено на следующий год. Борис Ельцин долго медлил с подписанием поправок в законы об акцизах, НДС и т.д. Владимир Путин, ставший и.о. главы государства в последний день 1999 года, сделал это 5 января, но было уже поздно. Фискальные органы в течение квартала пытались взимать налоги по новым правилам (в том числе акцизы по увеличенным ставкам), но позже вынуждены были вернуть или зачесть компаниям переплату.
Федерация автовладельцев России намерена на следующей неделе – в День работников автомобильного транспорта - провести масштабную общенациональную акцию протеста, как против продления таможенных пошлин, так и против увеличения транспортного налога, принятия нового технического регламента, постоянного повышения стоимости топлива и иных «антиавтолюбительских» деяний правительства. В проекте обращения, которое владельцы машин намерены направить Дмитрию Анатольевичу и Владимиру Владимировичу, повышенные пошлины предлагается отменить. Однако вопрос оспаривания постановления правительства России в суде, как пояснил журналисту «Фонтанки» полномочный региональный представитель Федерации в Санкт-Петербурге Алексей Шумак, не рассматривается.
«Таможня, скорее всего, будет применять повышенные ставки, – считает Александр Холодов, председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов». – Возможно, кто-то из автомобилистов попробует вернуть уплаченные деньги через суд, но с достаточно большой вероятностью его проиграет. Ведь когда речь заходит об имущественных интересах государства, то суды очень часто решают дела не по закону, а в угоду интересам государства. Хотя я допускаю, что могут быть единичные случаи, когда где-то служители Фемиды присудят вернуть излишне уплаченную пошлину и кому-то может повезти».
Напомним, что с 12 января «импортный тариф» для новых автомобилей возрос с 25 до 30 процентов, а минимальные фиксированные ставки до 1,2–2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. На машины, бывшие в эксплуатации от трех до пяти лет – с 25 до 35 процентов, но не меньше 1,2–2,8 евро, больше пяти лет – 2,5–5,8 евро. В совокупности таможенные сборы с ввозимых подержанных иномарок возросли почти в два раза.
Эта мера заявлялась как антикризисная и была направлена на поддержку отечественного автопрома. Решение правительства в первые дни нового года вызвало многочисленные митинги, особенно на Дальнем Востоке, где многие частники промышляли ввозом бывших в употреблении японских автомобилей и перегоном их в европейскую часть России.
Павел Нетупский, Ксения Потеева, Фонтанка.ру