В условиях кризиса завод не стал поддерживать местного дилера.
Переживающий сложные времена АвтоВАЗ в ближайшее время может расстаться со своим сбытовым бизнесом в Финляндии. Один из крупнейших автодилеров страны Delta Motor Group Oy, на которого основной кредитор Sampo Bank подал иск о банкротстве, проведет допэмиссию, в результате которой АвтоВАЗ выйдет из числа его собственников, Пишет "RBC Daily".
Delta Motor Group, как и многие авторитейлеры Финляндии, оказалась в 2008 году в тяжелом положении. Несмотря на то что объем продаж компании удвоился за последние три года и составил в 2008 году 600 милионов евро, у нее возникли проблемы во взаимоотношениях с банками. В начале 2009 года кредитор Delta Motor Group — один из крупнейших банков Финляндии Sampo Bank подал иск о банкротстве дилера в связи с высокой долей заемных средств в структуре пассивов компании, что привело к невозможности обслуживать долг в условиях спада продаж автомобилей на финском рынке. «Основную долю выручки Delta Motor Group приносили продажи автомобилей сторонних производителей, в том числе и подержанных», — рассказал РБК daily директор по коммуникациям «Лада-Сервис» Артур Селищев. Но долговую нагрузку компании и результаты продаж он назвать отказался.
Чтобы Delta Motor Group мог ла расплатиться с долгами, Sampo Bank предложил провести доп эмиссию акций компании и разместить ее в пользу АвтоВАЗа, но автозавод от этого плана отказался. Однако в качестве выхода из сложившейся ситуации АвтоВАЗ предложил найти внешних инвесторов. «Прямой собственник Delta Motor Group — компания Lada International Ltd. осущест вила поиск потенциальных инвесторов и сейчас согласует их предложения с АвтоВАЗом как конечным собст венником Delta», — рассказал Артур Селищев. Ожидается, что они войдут в капитал автодилеров, выкупив допэмиссию его акций.
Впрочем, как отметили в пресс-службе Sampo Bank, банк пока не в курсе каких-либо решений, принятых акционерами Delta Motor Group относительно их будущих долей. Непосредственно банку войти в капитал автодилера не предлагалось. Но заявку на банкротство Delta Motor Group Sampo Bank отозвал. Как поясняют в банке, они ожидают, что вскоре назначенные судом управляющие озвучат предложения по реорганизации группы компаний Delta и новой схеме выплат кредиторам. Так что, похоже, вопрос о продаже автодилера практически решен.
Неудивительно, что АвтоВАЗ отказался от своего финского дилера, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Нынешнее положение дел таково, что завод в первую очередь должен думать о своей судьбе», — говорит он. Так что отказ от участия в доп эмиссии финской компании полностью укладывается в антикризисную стратегию завода, когда сокращаются издержки и идет избавление от непрофильных активов. «Ранее завод планировал полностью избавиться от своей дилерской сети и сосредоточиться только на сборке автомобилей», — напоминает Дмитрий Баранов.
Delta Motor Group продает в Финляндии автомобили Lada, Fiat, Lancia, Kia, Alfa-Romeo. Компания является 100-процентной «дочкой» Lada International Ltd. — инвестиционно-финансового подразделения дилерского холдинга ОАО «Лада-Сервис» (в свою очередь на 100% принадлежащего АвтоВАЗу). Впрочем, доля машин Lada в общей структуре продаж Delta незначительна — в среднем порядка 200 машин в год, что приносит ей не более 0,5% выручки ежегодно. Крупнейший кредитор Delta Motor Group — Sampo Bank потребовал от АвтоВАЗа осуществить дополнительные инвестиции в капитал дилера, но завод отказался это сделать, назвав бизнес непрофильным.