Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Государственная поддержка автопрома в России: Что же надо делать?

Государственная поддержка автопрома в России: Что же надо делать?

195

Меры, предпринятые правительством для поддержки автомобильного рынка, можно разделить на два типа. Первый связан со стимулированием спроса через субсидирование ставок по кредиту. Второй касается поддержки предложения. В частности, это прямые субсидии АВТОВАЗу, компенсирование «Российским железным дорогам» затрат на перевозки автомобилей на Дальний Восток, повышение пошлин на новые и подержанные транспортные средства и т.д., рассказывает Алексей Григорьев, Член правления московского офиса Roland Berger Strategy Consultants

К сожалению, фокус государственных мер оказался ориентированным, в основном, на поддержку предложения. Но это не решает главной проблемы – сокращения платежеспособного спроса на автомобильную технику. Уменьшение реальных доходов населения вследствие роста безработицы и невыплаты заработной платы, а также трудности с получением автокредитов в полной мере ударили по всем потребительским сегментам. Поэтому основные усилия правительства должны быть направлены именно на поддержку спроса. Эффективность подобного подхода подтверждает пример европейских стран, где реализуются программы стимулирования продаж. В Германии премия за утилизацию автомобиля старше 9 лет составляет 2,5 тыс. евро. Общая сумма субсидий на 2009 г. запланирована в размере 5 млрд. евро, при этом возможно продление срока действия премии и на 2010 год. Во Франции размер выплаты для покупки нового автомобиля с выбросами СО2 менее 160 г/км, при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет, равен 1 тыс. евро. Примечательно, что такая сумма во Франции считается недостаточной. В связи с этим компании «Renault» и «PSA Peugeot Citroen» дополнительно субсидируют покупки из собственных средств.

Помощь государства сама по себе не гарантирует успеха автомобильной промышленности, вне зависимости от того, какие меры будут применяться – протекционистские или стимулирующие. К тому же прямая поддержка некоторых отечественных автопроизводителей из средств налогоплательщиков в определенной степени противоречит принципам социального равенства. Почему вынужденные увольнения сотрудников в Нижнем Новгороде и Ижевске считаются допустимыми, а в Тольятти – нет? В сложившейся ситуации, прежде чем предоставлять государственные средства, было бы целесообразно, в первую очередь, потребовать от акционеров дополнительных вложений для поддержки производителя.

Если говорить о перспективных мерах стимулирования российского рынка, то действенными останутся мероприятия, связанные с повышением ценовой планки автомобилей, продаваемых по субсидированным автокредитам. На мой взгляд, при реализации подобных мер можно было бы пойти дальше, увеличив объемы финансовых ресурсов, предоставляемых для данных целей, а также активнее рекламировать этот инструмент среди потребителей.

Необходимой мерой также может стать введение в России премии за утилизацию транспортных средств. Эта система будет стимулировать обновление автопарка и, тем самым, способствовать оживлению спроса на рынке. Однако ее реализация связана с некоторыми проблемами. В России пока не развиты необходимые организационные, правовые и иные механизмы утилизации автомобилей. В частности, отсутствует надежный способ, подтверждающий действительный факт сдачи транспортного средства в утиль. Возникают определенные сложности и с подтверждением срока владения машиной, который, как правило, стремятся исказить. Тем не менее, идея премирования за сдачу транспортного средства в утиль при соответствующей проработке могла бы дать хороший эффект.

Справка:
Russian Automotive Market Research (НАПИ) является одной из ведущих компаний по изучению конъюнктуры автомобильного рынка в Российской Федерации, странах СНГ, дальнего зарубежья.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях