Меры, предпринятые правительством для поддержки автомобильного рынка, можно разделить на два типа. Первый связан со стимулированием спроса через субсидирование ставок по кредиту. Второй касается поддержки предложения. В частности, это прямые субсидии АВТОВАЗу, компенсирование «Российским железным дорогам» затрат на перевозки автомобилей на Дальний Восток, повышение пошлин на новые и подержанные транспортные средства и т.д., рассказывает Алексей Григорьев, Член правления московского офиса Roland Berger Strategy Consultants
К сожалению, фокус государственных мер оказался ориентированным, в основном, на поддержку предложения. Но это не решает главной проблемы – сокращения платежеспособного спроса на автомобильную технику. Уменьшение реальных доходов населения вследствие роста безработицы и невыплаты заработной платы, а также трудности с получением автокредитов в полной мере ударили по всем потребительским сегментам. Поэтому основные усилия правительства должны быть направлены именно на поддержку спроса. Эффективность подобного подхода подтверждает пример европейских стран, где реализуются программы стимулирования продаж. В Германии премия за утилизацию автомобиля старше 9 лет составляет 2,5 тыс. евро. Общая сумма субсидий на 2009 г. запланирована в размере 5 млрд. евро, при этом возможно продление срока действия премии и на 2010 год. Во Франции размер выплаты для покупки нового автомобиля с выбросами СО2 менее 160 г/км, при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет, равен 1 тыс. евро. Примечательно, что такая сумма во Франции считается недостаточной. В связи с этим компании «Renault» и «PSA Peugeot Citroen» дополнительно субсидируют покупки из собственных средств.
Помощь государства сама по себе не гарантирует успеха автомобильной промышленности, вне зависимости от того, какие меры будут применяться – протекционистские или стимулирующие. К тому же прямая поддержка некоторых отечественных автопроизводителей из средств налогоплательщиков в определенной степени противоречит принципам социального равенства. Почему вынужденные увольнения сотрудников в Нижнем Новгороде и Ижевске считаются допустимыми, а в Тольятти – нет? В сложившейся ситуации, прежде чем предоставлять государственные средства, было бы целесообразно, в первую очередь, потребовать от акционеров дополнительных вложений для поддержки производителя.
Если говорить о перспективных мерах стимулирования российского рынка, то действенными останутся мероприятия, связанные с повышением ценовой планки автомобилей, продаваемых по субсидированным автокредитам. На мой взгляд, при реализации подобных мер можно было бы пойти дальше, увеличив объемы финансовых ресурсов, предоставляемых для данных целей, а также активнее рекламировать этот инструмент среди потребителей.
Необходимой мерой также может стать введение в России премии за утилизацию транспортных средств. Эта система будет стимулировать обновление автопарка и, тем самым, способствовать оживлению спроса на рынке. Однако ее реализация связана с некоторыми проблемами. В России пока не развиты необходимые организационные, правовые и иные механизмы утилизации автомобилей. В частности, отсутствует надежный способ, подтверждающий действительный факт сдачи транспортного средства в утиль. Возникают определенные сложности и с подтверждением срока владения машиной, который, как правило, стремятся исказить. Тем не менее, идея премирования за сдачу транспортного средства в утиль при соответствующей проработке могла бы дать хороший эффект.
Справка:
Russian Automotive Market Research (НАПИ) является одной из ведущих компаний по изучению конъюнктуры автомобильного рынка в Российской Федерации, странах СНГ, дальнего зарубежья.
Государственная поддержка автопрома в России: Что же надо делать?
ПО ТЕМЕ