После громких заявлений начальника ГИБДД страны Виктора Кирьянова о грядущем эксперименте по внедрению полностью коммерческого техосмотра автомобилей, встал вопрос: как все это будет выглядеть на практике? Специалисты уже готовятся и даже обсуждают на совещаниях какие-то детали, однако прописанной процедуры выведения ТО на коммерческие рельсы до сих пор нет.
На прошедшем 14 сентября в Смольном совещании по внесению изменений в существующую систему технического осмотра автомобилей, на котором председательствовал сам главный ГИБДД-шник страны Виктор Кирьянов, было объявлено, что экспериментировать будут в двух столицах.
Эксперты, опрошенные корреспондентом «Водителя», расходятся во мнении относительно обоснованности и необходимости проведения такого эксперимента. Дело в том, что, например, в самом Петербурге и так государственных пунктов технического осмотра всего два: на Салова и Блюхера. Остальные — коммерческие, числом их — 82 на оба субъекта федерации (Петербург и Ленобласть). При этом не очень понятно, как будут делить эти пункты между двумя указанными субъектами: верховодит всем УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а эксперимент затронет только северную столицу. То есть, по всей вероятности, Управлению придется «разрываться».
Правила проведения осмотра, а также отбора коммерческих организаций, которым дозволено следить за состоянием автопарка, прописано в 880-м постановлении правительства. Непосредственно негосударственным организациям отдана лишь техническая составляющая, все остальное (контроль допуска водителей, предупреждение и пресечение преступлений, выявление похищенных транспортных средств, а также формирование единой федеральной базы ТО) — прерогатива исключительно милицейская. И можно быть уверенным, что в сферу эту никто из посторонних допущен не будет. То есть речь не идет о передаче частным фирмам права пользования закрытыми базами ГИБДД. Но, а таком случае, при ближайшем рассмотрении выясняется, что ничего принципиально нового в функциональной части эксперимент не принесет: коммерческие пункты как занимались технической стороной, так и продолжат. А и так незначительный штат сотрудников ГИБДД, работающих на пунктах техосмотра, вряд ли уйдет на дорогу — надзорные функции все равно в том или ином виде останутся при них, просто, по всей вероятности, сами гибэдэдэшники не будут находиться непосредственно на станциях осмотра.
Другое дело — на кого ляжет ответственность за качество осмотра? Повторимся, до сих пор нет никаких конкретных данных по организации эксперимента (те опрошенные «Водителем» эксперты, кто участвовал на прошедшем 14 сентября заседании в Смольном, отметили, что этой части участники не касались). Как отметил директор Института безопасности дорожного движения Павел Кравченко, еще необходимо создать массу правовых рычагов, которые приведут в конечном итоге к качественному надзору за самими станциями ТО. Вплоть до возможности хоть ежедневно проверять проведение осмотра.
Если в самом начале, когда система коммерческого техосмотра еще только складывалась, в этот бизнес брали всех, кто соответствовал требованиям, то теперь выявляют лучших. Причем компании появляются на рынке не просто по своей собственной инициативе, но в строгом соответствии с потребностями города: заказ, в соответствии с федеральным законодательством, формирует местная власть.
Выход ТО на свободный рынок и ответственность компаний за качество - как итоговую цель преобразований - видит и председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. По его словам, главное, чтобы система не впала в крайности: или откровенную продажу талонов, или доведение осмотра до абсурда, когда получить заветный документ можно будет только приведя авто к состоянию, близкому к новому. Как гипотетически предположил Холодов, в случае, если машина выезжает с осмотра с талоном и тут же попадает в ДТП по причине, допустим, неисправности тормозов - отвечать будет не только водитель, но и те, кто его машину некачественно проверил. Однако подобный вариант неизбежно повлечет значительный скачок цен на прохождение осмотра, отметил он.
Цена и в самом деле может стать одним из ключевых моментов при участии компаний в отборе на право проведения осмотра - такое предположение высказал в беседе с корреспондентом "Водителя" другой эксперт, пожелавший остаться неизвестным. По его данным, вполне вероятно, что будет установлен некий порог для пошлины, чтобы ТО все-таки оставалось доступным. Необходимость в «бюджетных» местах осмотра видит и Павел Кравченко. Он даже предлагает не упразднять два государственных пункта, чтобы не было необходимости еще как-то дополнительно прописывать процедуру проверки спецтранспорта, крупногабаритных машин и других подобных ТС.
Кроме этого, по словам Кравченко, на заседании в Смольном он озвучил предложение о расширении количества регионов, участвующих в эксперименте, как минимум еще на два. И высокая комиссия с ним согласилась. Дело в том, что Москва и Петербург — все-таки особенные регионы, поэтому нужно посмотреть, настолько эффективно система будет реализовываться и в других.
Есть и еще одно любопытное мнение насчет того, к чему может привести реформирование сложившейся системы техосмотра. Так, депутат Госдумы Алексей Сигуткин, по данным СМИ, еще в августе предложил отменить проведение инструментального техосмотра в ГАИ, а контроль за состоянием транспорта возложить на станции, прошедшие соответствующую сертификацию. Однако взамен ГИБДД сможет "выборочно, на безвозмездной основе" проверять техническое состояние любого движущегося автомобиля. С одной стороны, это и есть проверка качества работы пунктов ТО, с другой — возвращение повторного техосмотра, который в настоящий момент запрещен Кодексом об административных правонарушениях.
Эксперты сходятся в одном: в сентябре еще рано говорить о конкретных мерах. Подождать законодательно прописанного "руководства к действию" нужно где-то до ноября. Тогда уже и можно будет вступать в полемику относительно необходимости изменений в системе техосмотра.
Ксения Потеева