Экологическая организация Greenpeace обратилась к Валентине Матвиенко с предложением провести независимое исследование сточных вод, сбрасываемых с городских очистных сооружений. Однако «Водоканал» попросил специалистов организации сначала получить для отбора проб специальное разрешение у органов ФСБ - из «соображений безопасности».
Как выяснила «Фонтанка», в настоящий момент основная часть сточных вод города сбрасывается в Финский залив через три комплекса очистных сооружений, находящиеся в ведении ГУП «Водоканал» – Центральную станцию аэрации, Северную станцию аэрации и Юго-Западные очистные сооружения.
«На очистные сооружения поступает как бытовая канализация, так и промышленные сточные воды. Однако городские станции аэрации предназначены прежде всего для очистки бытовых стоков. В результате многие токсичные вещества, сбрасываемые предприятиями, проходят сквозь очистные сооружения и попадают в Финский залив», - отмечает руководство петербургского Greenpeace в письме губернатору.
По словам экологов, для того, чтобы точно определить, какова степень очистки канализации на городских очистных сооружениях, необходимо провести отбор проб на самих станциях аэрации. Однако в ГУП «Водоканал» отмечают, что сброс стоков уже контролируется сразу несколькими организациями, в частности, Ростехнадзором и Роспотребнадзором, и у них есть свои точки отбора проб.
Впрочем, директор департамента информационной политики «Водоканала» Наталья Ипатова не отрицает, что многие предприятия действительно могут сбрасывать в канализацию собственные неочищенные стоки. «Вообще, они обязаны очищать их локальными очистными сооружениями, но многие этого не делают. Меры воздействия на нарушителей, к сожалению, неэффективны. А для улучшения ситуации нужны изменения в законодательстве», - сообщила она «Фонтанке».
По словам Ипатовой, петербургское отделение Greenpeace планировало делать анализ забранных образцов сточных вод за границей, именно поэтому представителей экологической организации в "Водоканале" попросили сначала получить разрешение взять пробы у органов ФСБ. «Среди предприятий, осуществляющих сброс воды в Неву, есть и оборонные. Это не наша компетенция», - пояснила она свою позицию.