Пассажиры ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), согласившиеся воспользоваться новыми технологиями оформления билета и регистрации, вряд ли смогут получить возмещение расходов на командировку. Чиновники финансового ведомства не смогли пояснить, можно ли выплачивать деньги за электронный билет.
В июне железнодорожники ввели систему электронной регистрации на поезда дальнего следования. Пассажирам, оформившим через сайт РЖД билет на ряд поездов, предложили не оформлять бланк билета – для посадки в поезд теперь достаточно предъявить проводнику распечатанный электронный билет и документ, удостоверяющий личность (паспорт).
До сих пор покупатели электронных билетов (за последние два года это сделало 1,5 миллиона пассажиров РЖД) должны были до отправления поезда зайти в кассовый зал и через терминал или специализированную кассу получить обычный «бумажный» билет. Он является формой строгой отчетности и без проблем должен приниматься бухгалтерией для подтверждения произведенных командированным расходов.
Отвечая на вопрос "Фонтанки" о документальном оформлении командировок, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин пояснил, что «при приобретении работником электронного билета для поездок в командировки на территории России и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности».
Однако при электронной регистрации никаких официальных «бумажек» пассажир вообще не получает. «По нашему мнению, расходы при приобретении работником электронного авиа/железнодорожного билета также могут быть приняты, если они имеют косвенное подтверждение, то есть, в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание за границей и иных оправдательных документов, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, и распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата поездки)», – заключает Сергей Разгулин.
Стоит отметить, что на аналогичный запрос журналиста «Фонтанки» Минфин не смог дать ответа, переслав его в Минздравсоцразвития. Там, после почти месячных размышлений, передали вопрос в само ОАО «РЖД».
Напомним, что схожие споры очень долго велись относительно документального оформления электронных авиабилетов. В настоящее время налоговики согласились принимать в качестве доказательств расходов никем не заверенную распечатку билета и оригинал посадочного талона.