Для управления автомобилем доверенность не нужна: вполне достаточно полиса ОСАГО, в котором указаны допущенные к управлению автомобилем граждане. Так считают депутаты Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов, внесшие в Думу на рассмотрение поправки к статье 15 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Согласно законопроекту, лица, указанные в полисе ОСАГО, получают право на управления машиной на весь срок действия полиса «без каких-либо дополнительных документов, подтверждающих право управления».
«Честно говоря, всё это смахивает на самый обыкновенный популизм, – прокомментировал ситуацию «Водителю» председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. – Конечно, уменьшение количества документов – это всегда хорошо. Однако мне кажется, что эти поправки дальше думского комитета по законодательству не пройдут: ведь для того, чтобы эта поправка заработала, необходимо «прошерстить» всё законодательство, и не только ПДД».
Сегодня водитель должен иметь три документа: водительские права, техпаспорт и полис ОСАГО (в нем указан срок действия страховки и список лиц, допущенных к управлению машиной). Если же транспортное средство принадлежит другому лицу, то управлять им можно только при наличии письменной доверенности: это может быть либо простая доверенность, либо нотариально заверенная.
«В полис ОСАГО включается перечень лиц, которые возможно, когда-нибудь, при каких-то обстоятельствах (например, в присутствии владельца) могут управлять машиной, – продолжает Александр Холодов. – Доверенность же – очень конкретный документ, в котором чётко прописаны сроки и условия: аренда ли это, безвозмездное пользование и так далее. Кроме того, бывает и так, что полис оформлен без ограничения числа лиц, допущенных к управлению автомобилем, и в этом случае без доверенности не обойтись. Кроме того, для выезда за границу, прохождения техосмотра, заключения договора страхования, купли-продажи и так далее – для этих целей доверенность может выписываться на лиц, и не включённых в полис ОСАГО».
«Согласно статье 1079 Гражданского кодекса РФ за вред, причинённый третьим лицам, ответственность несёт владелец источника повышенной опасности – в данном случае автомобиля. И только доверенность на право управления позволяет переложить ответственность за причинённый имущественный ущерб или вред здоровью на лицо, непосредственно управляющее автомобилем», – подчеркнул Александр Холодов.
В УГИБДД Санкт-Петербурга «Водителю» пояснили, что в ГИБДД подобный законопроект еще не поступал; однако на сегодняшний день ПДД однозначно требуют от водителя предъявления документа, удостоверяющего либо собственность автомобиля, либо право на пользование транспортным средством – а полис ОСАГО таковым не является. С другой стороны, Гражданский кодекс не требует нотариального заверения простой доверенности на управление – фактически она является просто бумажкой, написанной от руки, – поэтому непонятно, зачем её отменять вообще.
Напомним, что в июне 2007 года Верховный суд оставил без удовлетворения обращение жителя Санкт-Петербурга Антона Слободина об отмене простой письменной доверенности, мотивируя решение тем, что такой документ необходим, в частности, для борьбы с террористами на угнанных авто, а также в качестве страховки от угона.
ОСАГО как признак доверия
ПО ТЕМЕ