АвтоВАЗу надоела необязательность смежников. К 2011 г. завод хочет снизить долю отечественных деталей до 20-30% и зовет сюда зарубежных производителей.
АвтоВАЗ «не отказывается от плана выпустить в следующем году новые автомобили на платформе Renault-Nissan, и для них нужны качественные детали. Поэтому к 2011 г. доля импортных комплектующих, сырья и материалов должна увеличиться с нынешних 24% (для производства Lada) до 70-80%, рассказал «Ведомостям» вице-президент «АвтоВАЗа» по закупкам Дамир Кашапов.
Большинство нынешних поставщиков «не способны обеспечивать необходимое заводу качество и не могут контролировать издержки», признает он. В июле завод даже составил «топ-10» бракоделов, в продукции которых доля выявленного на входе брака доходит до 10%. В списке, по словам Кашапова, махачкалинский «Авиаагрегат», Завод им. Тарасова (ЗиТ) и «Балаковорезинотехника» из Самарской области, «Автоагрегат» из Кинешмы. В то же время поставщики не дают снижать издержки: в ответ на просьбу о 10%-ной скидке некоторые из них попросили «АвтоВАЗ» увеличить закупочную стоимость или объем закупок (копии писем есть в распоряжении «Ведомостей»).
Число поставщиков «АвтоВАЗ» планирует сократить с нынешних 800 до 50–60, рассказал Кашапов. Они будут поставлять не отдельные запчасти, а готовые узлы, по каждому из наименований останутся по 2–3 поставщика.
План перехода на импортные комплектующие отечественного производства записан в среднесрочной программе развития завода. «АвтоВАЗ» стремится привлечь мировых лидеров, включая Magna, Valeo, Delphi. По подсчетам Кашапова, создавать местное производство или СП имеет смысл только при выпуске от 500 000 компонентов в год и завод готов гарантировать партнерам определенные объемы закупок. С некоторыми компаниями уже есть предварительные соглашения — например, с немецкой Freudenberg на поставку сальников, рассказывает вице-президент. «Мы рассматриваем оба варианта — как создание собственного производства, так и СП», — утверждает Лука Маработтини, вице-президент Magneti Marelli, поставляющей АвтоВАЗу светотехнику. Немецкая ZF уже участвует в СП «Рулевые системы», но переговоры о расширении сотрудничества ведутся, говорит сотрудник компании.
Создание СП с иностранным партнером помогло бы отечественным поставщикам за счет новых технологий снизить цены минимум на 5%, рассуждает Кашапов. Но директор по закупкам и сбыту ЗиТа Александр Антошин считает иначе: если стартер ЗиТа стоит около 1500 руб., то аналогичный Bosch — 2200 руб.