Конституционный суд вынес определения, в которых указал, что инспекторы ГИБДД не имеют права накладывать ограничения на покупателей нерастаможенных иномарок. С жалобами в суд обратились четверо граждан, но в рассмотрении этих дел было отказано, так как еще 10 лет назад КС огласил постановление в защиту добросовестных приобретателей. Однако одного десятилетия оказалось недостаточно для судов общей юрисдикции, чтобы те научились исполнять закон.
В Конституционный суд житель Самарской области Роберт Петросянц обратился после того, как его автомобиль неожиданно сняли с регистрационного учета. В августе 2006 года мужчина купил «Мерседес Бенц» и зарегистрировал его в МРЭО ГИБДД города Тольятти. Впоследствии его свидетельство о регистрации было аннулировано на основании сообщения Смоленской таможни о том, что «Мерседес» при ввозе на территорию России не проходил таможенное оформление. Все судебные инстанции, включая Верховный суд, признали такие действия законными. Основываясь на том, что аннулирование регистрации не лишает Петросянца права собственности на автомобиль.
Жительница Татарстана Эльмира Хисамиева купила свою «Тойоту Лэнд-Крузер Прадо» в январе 2000 года. Но когда через три года женщина решила продать автомобиль и попыталась снять его с учета, выяснилось, что на «Тойоту» наложены ограничения, как не прошедшую таможенное оформление и находящуюся в федеральном розыске. Татарские судьи также признали эти действия абсолютно законными. С аналогичными проблемами столкнулись и еще двое российский граждан из Башкирии и Московской области.
Конституционный суд отказал в рассмотрении жалоб всех четверых заявителей в связи с тем, что еще в 1999 году было принято постановление, согласно которому на добросовестного приобретателя не может быть возложена обязанность выполнить требования по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, в том числе по уплате таможенных платежей. Таможенники должны сначала в судебном порядке доказать, что владелец машины знал или должен был знать о том, что она не растаможена. Причем, даже в последнем случае он может добиваться компенсации от продавца автомобиля.
В отказном определении по жалобам заявителей КС подчеркнул, что уже принимал решение по подобному вопросу, и оно до сих пор сохраняет свою силу. Отметим, что напоминание Конституционным судом о собственных решениях — явление нередкое. Львиная доля всех обращений касается неисполнения постановлений органа конституционного контроля. Как правило, такие жалобы не принимаются к рассмотрению, КС просто указывает в отказном определении, что его решения обязательны к исполнению всеми вертикалями власти и, прежде всего, судебной. Суд сделал исключение лишь единожды, публично огласив постановление от 11 ноября 2008 года. Речь идет о деле «Хакасэнерго», в 2007 году КС постановил, что Верховный суд должен пересмотреть дело энергетиков. Однако ВС посчитал, что постановление КС вновь открывшимся обстоятельством не является. Тогда пришлось Конституционному суду принимать новое постановление о разъяснении сути предыдущего решения и в очередной раз напоминать, что эти самые решения окончательны и обжалованию не подлежат.
По данным аналитического агентства «Автостат», за первые 6 месяцев 2009 года в Россию было ввезено 284,4 тысячи легковых автомобилей, что на 71% меньше чем за аналогичный период прошлого года. Доля подержанных автомобилей в нынешнем году сократилась почти в 20 раз и составляет теперь порядка 3%. Аналитики констатируют, что новые пошлины, введенные российским правительством с 11 января 2009 года, поставили мощный заслон на пути «секонд-хенда». В 2008 году в Россию было ввезено почти 2 миллиона единиц. 1,57 млн штук составили новые машины. На долю подержанных машин пришлось чуть более 20%, или 408 700 штук.
КС подтвердил права честных покупателей нечестных авто
ПО ТЕМЕ