Большинство местных оппозиционных организаций на время Петербургского экономического форума решило отказаться от идеи проведения акций. Более того, многие оппозиционеры планируют уехать из города «в деревню к тетке, в глушь, в Саратов», только бы избавиться от назойливого внимания милиции, которым они окружены последнее время. Там, видимо, им предстоит обдумать в деталях новые мероприятия, которыми они обещают поразить город после завершения работы российского «Давоса».
Большинство местных оппозиционных организаций на время Петербургского экономического форума решило отказаться от идеи проведения акций. Более того, многие оппозиционеры планируют уехать из города «в деревню к тетке, в глушь, в Саратов», только бы избавиться от назойливого внимания милиции, которым они окружены последнее время. Там, видимо, им предстоит обдумать в деталях новые мероприятия, которыми они обещают поразить город после завершения работы российского «Давоса». Некоторые сюрпризы от борцов с властью на форуме, возможно, и стоит ожидать, только вряд ли они будут яркими и эффектными.
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в «Комитете единых действий» и «Движении гражданских инициатив», в этом году руководство решило оставить право проведения протестных акций «за молодыми». «Нам кажется, что на таких мероприятиях все время должны быть разные лица, новые организации, новые идеи. У нас же есть возможность работать с зарубежными коллегами, собирать информацию, готовить аналитические статьи и этим служить обществу»,- сказал активист ДГИ, антиглобалист Михаил Дружининский. И, видимо, слукавил. В других организациях честно признались, что просто устали от постоянного наблюдения и звонков со стороны сотрудников правоохранительных органов. В то время как проводить мероприятия на территории «Ленэкспо» или рядом с комплексом, где будут сконцентрированы все лучшие силы милиции - это просто самоубийство. При этом только по официальным данным ГУВД по Петербургу и Ленобласти, в городе во время ПЭФа будут работать около 12 тысяч сотрудников правоохранительных органов.
В «Движении сопротивления имени Петра Алексеева», (напомним, одну из последних акций они провели во время Дня города в открытую заявили, что «лезть на рожон в этот раз не хотят, а поедут лучше за город, к знакомым, там милиционеров явно будет меньше».
«В конце концов, это просто глупо - идти в те места, куда свезут все милицейские силы. Если задачей такой акции поставить оказаться за решеткой - то это самый лучший способ. Но у нас такой задачи нет, мы свои кадры бережем», - заявили в ДПСА.
В петербургском отделении Народно-демократического союза молодежи тоже честно признались, что большинство коллег намерены в эти дни отдохнуть от суеты мегаполиса, и «желательно подальше от северного Давоса». А вот напомнить о себе планируют в середине июня, и, возможно, даже общефедеральной акцией, посвященной неспособности власти бороться с кризисом. Ее детали и планируется обсудить во время временных каникул.
В «Движении против нелегальной иммиграции» (ДПНИ) также во время ПЭФа митинговать по «пустому поводу» не собираются. А вот в ближайшие дни сразу по завершении форума намерены напомнить местному отделению Федеральной миграционной службы о ее обязанностях - выдворять незаконных мигрантов на их законное место.
«Петербургские яблочники» по существу против факта проведения форума в городе ничего не имеют и даже считают, что это очень хорошо. «У нас существуют, конечно, претензии к формату мероприятия с учетом его празднично-формального характера, а не сущностного. Однако это не повод митинговать. У нас есть своя повестка митингов и акций. Проведение подобных акций во время международных мероприятий нацелено на привлечение внимания мировых СМИ, мировой общественности. А мы сейчас хотим быть услышанными прежде всего россиянами, заняться решением внутренних проблем», - говорит лидер питерского «Яблока» Максим Резник.
«Штрейкбрехерами» на фоне такого общего упаднического настроения оппозиции выглядят объединенные силы ОГФ, нацболов и «Обороны», планирующие 5 июня провести митинг против милицейского беспредела и нарушения основ конституционного строя в саду Чернышевского . При этом место проведения акции, столь удаленное от центра, они оценили как далеко не лучший вариант, однако видимо, единственное, где в этот день не будет проводиться травля «вредителей зеленых насаждений».
А вот среди «неполитических» есть желающие рассказать о наболевшем. Это обманутые дольщики Петербурга. Они еще в двадцатых числах мая подали заявку на проведение митинга перед комплексом «Ленэкспо» в день открытия ПЭФа. Вложившие свои средства в строительство дома на Пятилеток, 13 хотели донести до общественности информацию о том, что исполнительная власть Петербурга отстранилась от решения проблем обманутых дольщиков. Однако до настоящего времени согласования от властей на мероприятия получено не было.
Петербургский политолог Владимир Гельман уверен, что такое настроение оппозиции объясняется тем, что ее никто не замечает, ни сами граждане, ни власть. «Все подобные действия- акции, протестные мероприятия - направлены прежде всего на привлечение внимания. А внимания как не было, так и нет. Ни 200-300 человек, собравшихся на санкционированную акцию, ни массовые несанкционированные мероприятия с задержаниями теперь уже общественности не интересны из-за общей пресыщенности событиями и их частым повторением. Явно не до оппозиции и тем, кто собирается на форум. Их внимание способны привлечь лишь разве такие маргинальные происшествия, как перекрытие трассы в Пикалево, к примеру», - поясняет он.
По мысли политолога, дело даже не в том, «настоящей оппозиции попросту не осталось, а, скорее в том, что та оппозиция, которая действительно что-то стоит, очень малочисленна и не имеет серьезного влияния».
«Если бы вдруг оппозиционеры перестали функционировать, то это вряд ли бы заметил хоть кто-нибудь, кроме журналистов, освещающих их деятельность», - уверен он.
Политический психолог Евгения Флерова видит причины такого аполитичного поведения оппозиционеров в том, что «настоящих буйных с каждым годом становится все меньше», да и спонсоры у противников власти «поиздержались в кризис».
«Те, кто сейчас вознамерился митинговать на ПЭФе - это по существу и есть те самые единственно оставшиеся буйные. А остальные, причисляющие себя к оппозиции, это во многом любители, просто стремящиеся покричать, поорать, попривлекать к себе внимание. Не секрет и то, что очень многие подобные акции всегда проводились за деньги, теперь же с кризисом денег стало меньше, соответственно, и акций меньше. Причем как со стороны власти, так и со стороны такой «любительской» оппозиции. С другой стороны, проблема и в том, что хорошо структурированной качественной системной оппозиции у нас тоже до сих пор нет», - уверена она.
Светлана Коваленко,
«Фонтанка.ру»