Авто Недвижимость Работа Арт-парк Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

02:56 16.07.2019

Город

02.06.2009 13:50

Зона отчуждения детской мечты

Торжественное открытие 62-го сезона Малой Октябрьской (Детской) железной дороги состоялось. В церемонии, как и год назад, принимали участие первые лица города и ОАО «РЖД». Вновь звучали красивые обещания юным железнодорожникам и их инструкторам. Правда, в этом году им уже привезли один состав и один локомотив, а из подарков можно назвать лишь укладку первого звена в Шушарах, куда планируют перенести дорогу. Что ожидает объект и что в проекте изменилось за год, разбирался корреспондент «Фонтанки».

Зона отчуждения детской мечты

Торжественное открытие 62-го сезона Малой Октябрьской (Детской) железной дороги состоялось. В церемонии, как и год назад, принимали участие первые лица города и ОАО «РЖД». Вновь звучали красивые обещания юным железнодорожникам и их инструкторам. Правда, в этом году им уже привезли один состав и один локомотив, а из подарков можно назвать лишь укладку первого звена в Шушарах, куда планируют перенести дорогу. Что ожидает объект и что в проекте изменилось за год, разбирался корреспондент «Фонтанки».

Проект переноса дороги существовал, пожалуй, чуть ли не с самого ее основания, то есть 1948 года. Чтобы минимизировать затраты, ее решили проложить по бывшей Приморской железной дороге. После войны промышленность находилась в упадке, и строительство велось в том числе силами комсомольцев и пионеров. Итогом стало сооружение 8-километрового участка с двумя станциями и разъездом. Когда дорогу только строили, то предполагалось развитие этих территорий, в том числе перенос зоопарка, отчего одна из станций и называлась «Зоопарк». Сама дорога шла от нынешней станции метро «Старая деревня» до железнодорожной станции «Шувалово». Но ни одного планировавшегося объекта так и не появилось, а дорога стала мешать жилой застройке.

Новый проект Малой железной дороги
Новый проект Малой железной дороги
Владимир Фёдоров

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

 

Старый проект Малой железной дороги
Старый проект Малой железной дороги
Владимир Фёдоров

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Реклама

Подобное будущее  ждёт и дорогу в Шушарах. Безусловно, фраза «новая дорога соединит Купчино и Царское село с примыканием к Буферному парку» звучит красиво, но реальность не столь прекрасна. Начинаться она будет за станцией метро «Купчино». В этом месте планировалось построить административное здание, где дети должны были заниматься зимой, а летом работать на вокзальном комплексе станции «Президентская». Однако на новых планах административного здания уже не видно. Отчасти это радует, поскольку территория комплекса оказывается зажатой между бетонным забором метродепо "Московское", эстакадой автомобильного моста Витебского проспекта и большой железной дорогой. С Витебского путепровода территорию накрывает пылью летом и соляным раствором зимой. Жилых домов поблизости нет, а оставшиеся территории заняты стоянками для грузовиков и сомнительного вида промзонами.
 
Наверное, именно из-за неприглядности пейзажа торжественную укладку первого звена перенесли в Шушары, где будет находиться разъезд «Губернаторский». 30 мая здесь несколько «молодогвардейцев» присыпали песочком первое звено рельсошпальной решётки. А чтобы гости не увязли в песке и грязи, для них соорудили специальные дощатые помосты. Впрочем, от специфического промышленного запаха это не спасло. Платформа детской дороги расположится между Витебским проспектом и существующей платформой «Шушары». В самих Шушарах - небольшая сортировочная станция. Буквально этой весной там произошло крушение нескольких вагонов с разливом нефтепродуктов. Рядом проходит ныне оживлённый Витебский проспект. В ста метрах шумит автотранспорт на Московском шоссе, которое в этом месте пересекает железнодорожные пути по мосту. А весь путь от станции «Президентская» маленький детский поезд будет ехать под эстакадами кольцевой железной и автомобильной дороги - пейзажи совсем не радостные. Впрочем, на красивых планшетах с проектом деликатно указали лишь Московское шоссе, забыв о КАД с одной из крупнейших развязок.

Всего год назад речь шла о том, что новая детская железная дорога будет состоять из 5 станций,  двух железнодорожных мостов и вагонно-локомотивного депо. Спустя год осталось всего три станции, ангар для локомотивов, а мосты пропали, значительно сократив путь. И если для взрослых ничего необычного в сокращении проекта нет, а многие и позабыли прошлогодние обещания, то дети помнят всё. При этом объёмы финансирования остались прежние – фантастические 3,2 миллиарда рублей. На что же уходят деньги?

Дорогу обещают проложить по «насыпи Царскосельской железной дороги». Однако на самом деле от памятника истории – первой железнодорожной ветки в результате строительства не осталось и следа. Все деревья, которые некогда росли вдоль полотна большой дороги – вырубили. Зачем потребовался такой грандиозный объём земляных работ, когда существовавшая историческая насыпь отстояла более 170 лет – совсем не понятно. Получается, что дорога пройдёт по направлению первой железной дороги в России, а не её насыпи.

Из-за упрощения проекта дорога лишилась важного остановочного пункта «Паровозный музей», где находится несколько десятков единиц старинного подвижного состава. В условиях, когда существование филиала Центрального музея железнодорожного транспорта за Варшавским вокзалом находится под вопросом и возможна его передислокация ( в том числе обратно в Шушары) попасть в музей можно будет лишь на электричке. Маленькие поезда будут следовать мимо, и останавливаться только на своей конечной станции «Императорская». Столь громкое название будет носить станция на самой окраине Пушкина, которая не имеет ничего общего с известным Царскосельским вокзалом. Детская дорога не дойдёт даже до существующей платформы «21 километр». От «Императорской» до дворцов и парков Царского села около 3,5 километров пешком. А по задумке чиновников трасса детской дороги должна быть туристической.

Красивый, на первый взгляд, проект - не более чем дорога по задворкам из ниоткуда в никуда. То есть дорога один в один рискует повторить судьбу нынешней – в Озерках. Фактически она не нужна никому, кроме  юных железнодорожников и инструкторов.

Не исключено, что и на новом месте дорога вновь может помешать «развитию города» и её попросят ещё куда-нибудь. Данное направление очень хорошо подходит для строительства грузовых терминалов. Уже в третий раз железнодорожники и губернатор подписывают соглашение о сотрудничестве по строительству новой дороги, но ни у кого не возникло мысли найти для неё такое место, чтобы удобно было заниматься на ней детям со всего города, и на дороге всегда были бы посетители. Существовали проекты развития дороги по Удельному парку.  Но, наверное, чиновники решили - какая разница, что дети будут целый день дышать выхлопными газами, еле слышать друг друга из-за шума большой железки и автодорог, и смотреть на серые бетонные заборы стоянок грузовиков. Главное - это галочка, что выполнена важная социальная задача, а что построили на помойке, так с этим будут мучиться уже не чиновники.

Владимир Фёдоров,

"Фонтанка.ру"

 

Малая железная дорога

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор