Жизнь буддийского монастыря и устройство Вселенной, ступы, пурбу, шаманские плети и «народный буддизм» - все это можно представить и увидеть на выставке «Буддизм в традиционной культуре народов России» в Российском этнографическом музее. С 19 мая здесь экспонируется 250 предметов из «буддийских » коллекций князя Ухтомского, Верещагина и Государственного фонда России.
Буддизм стал народной религией у народов Сибири в XVI веке. Ойраты, - предки калмыков, исповедовавшие буддизм откочевали из Джунгарии (Монголии) в Калмыкию, в область Войска донского, на Ставрополье и Нижнее Поволжье. В начале XVII века буддизм школы Гелуг («благой закон»), основанный тибетским религиозным деятелем Цзонхавой (1357-1419гг.) начинает проникать из Монголии к бурятам Забайкалья. К концу ХVIII века буддизм утвердился у тувинцев. Официальное признание в России буддийская церковь получила в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны.
По словам одного из авторов выставки, Марины Федоровой, «буддизм силен тем, что адаптировался к местным верованиям, хотя на первом этапе столкновения «новой веры» и шаманских культов распространенных там прежде, буддисты пытались бороться: сжигали культовые предметы шаманов, мольбища. Но в итоге буддизм просто адаптировал под себя родовые культы и шаманскую ритуальную практику. Среди наиболее ценных предметов экспозиции - ритуальные предметы бурятских, тувинских, нанайских и эвенкийских шаманов, испытавших влияние буддизма. Например, шаманские плети, являющиеся не менее важным атрибутом шаманского камлания чем, например, бубен или изображение «Белого старца» - архаического языческого божества, «хозяина природы», включенного в буддийский пантеон. Интересно, что в местах столкновения двух религий появились люди, которые одновременно были и шаманами и буддийскими ламами.
Коллекция буддийский предметов была передана в РЭМ императором Николаем II, который в свою очередь купил ее у князя Эспера Ухтомского, чье собрание буддийских древностей считалось до1917 года наиболее полным. В 1900 году эта коллекция выставлялась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую медаль. Впоследствии большая часть коллекции была передана в Эрмитаж. В собрании РЭМ осталось порядка 100 предметов. В основном, буддийская скульптура, характерная тем, что содержит в себе особые наборы священных предметов - молитвенные тексты, прах ламы, зерна, куски малахита, перламутра или золота запечатывались в основание ритуальных изображений Будды. Такие ритуалы проводятся и сейчас. Например, в дацане Огинского округа, откуда в коллекцию РЭМ, в частности, поступила скульптура «Белого старца».
Выставка дает представление о двух буддийских традициях: «народном» и «монашеском» буддизме. Среди наиболее ценных экспонатов - атрибуты лам. Например, «пурбу» - ритуальный кинжал, используемый в тантрийских ритуалах. Он является орудием ламы в борьбе с врагами буддизма. А также символическая чаша «капала», которая изготавливалась из верхней части черепа высокодуховного, праведного человека, не убившего в своей жизни ни одного живого существа и умершего своей смертью. В чашу наливали вино, которое в тантрийских ритуалах имитировало кровь - символ жизни.
Что касается «народного буддизма», то он сложился на основе упрощенно истолкованной буддийской догматики, местных верований и культов.
Выставка знакомит посетителей с разнообразием деятельности буддийских монастырей на территории современных Бурятии, Тывы и Калмыкии, которые являлись не только религиозными центрами, но и выполняли важную культурно-просветительскую миссию.