Следственное управление по Чечне вчера начало доследственную проверку по факту информации о попытке объявления кровной мести президенту Чечни Рамзану Кадырову и депутату Госдумы Адаму Делимханову.
В управлении полагают, что в действиях человека, представившегося по телефону экс-комбатом спецбатальона ГРУ "Восток" Сулимом Ямадаевым и заявившего о своих намерениях отомстить политикам, усматривается "угроза убийством". Брат Ямадаева Иса, в свою очередь, заявил, что Сулим поклялся на Коране не делать зла Рамзану Кадырову и придерживается своей клятвы.
Как объяснила «Коммерсанту» официальный представитель чеченской прокуратуры Хава Дугаева, ознакомившись со вчерашней публикацией в "Ъ", прокурор Чечни Михаил Савченко усмотрел в изложенной там информации признаки преступления и направил эту публикацию вместе с сопроводительной запиской в следственное управление по Чечне следственного комитета при прокуратуре России.
Прокурор поручил и. о. руководителя управления Сергею Соколову проверить изложенные сведения и сообщить в прокуратуру о результатах. На проверку следователям отводится по закону десять дней. За это время они должны возбудить уголовное дело или вынести отказное постановление.
Госпожа Дугаева отметила, что к "Ъ" у прокуратуры претензий нет. "Журналист получил информацию и распространил ее, сославшись на конкретные источники, что является его профессиональной обязанностью,— отметила представитель прокуратуры.— Наша задача выяснить, от кого поступил звонок с угрозой президенту Кадырову и депутату Делимханову и насколько реальна была эта угроза".
Как объяснили "Ъ" сотрудники МВД Чечни, следователи первым делом попытаются выяснить, кто именно звонил в минувшие праздничные дни мулле из Гудермеса Нуриду-хаджи Кимаеву и просил его от имени экс-комбата спецбатальона ГРУ "Восток" Сулима Ямадаева объявить кровную месть Рамзану Кадырову и Адаму Делимханову. Для этого нужно будет запросить у сотовой компании "МегаФон", абонентом которой является мулла Кимаев, детализацию его телефонных соединений, а сделать это, согласно закону, можно лишь в рамках возбужденного уголовного дела, но никак не доследственной проверки.
При этом, если получить детализацию все же удастся, ее результаты могут прояснить не только обстоятельства прозвучавших в адрес чеченских политиков угроз, но и дать ответы на некоторые другие важные для следствия вопросы. Например, о судьбе экс-комбата "Востока" Сулима Ямадаева, который в марте этого года был то ли убит во время покушения в Дубае (по версии местной полиции и российского генконсула Сергея Красногора), то ли тяжело ранен и спрятан местной полицией в рамках программы защиты свидетелей. На последнем настаивают родственники господина Ямадаева.
Между тем брат экс-командира "Востока" Иса Ямадаев по-прежнему настаивает на том, что его родственник жив, регулярно связывается с ним по интернет-телефонии и именно Сулим лично звонил гудермесскому мулле в минувшие праздники.
"Сулим, как и я, не собирается стрелять в тех людей, которым он объявил кровную месть,— объяснил Иса Ямадаев.— Рамзану Кадырову он вообще не может мстить, поскольку дал соответствующую клятву на Коране. Когда Рамзан Кадыров только стал президентом, по республике поползли слухи о том, что Ямадаевы против него что-то замышляют, и, чтобы развеять их, брат встретился с ним и поклялся на Коране не делать ему никакого зла. Этой клятвы он придерживается до сих пор, а месть объявил лишь для того, чтобы дать понять Рамзану Кадырову и Адаму Делимханову, что считает их причастными к покушению на себя и убийству нашего старшего брата Руслана".