Сейчас

-1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-1˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -4

1 м/с, ю-в

756мм

86%

Подробнее

Пробки

1/10

Трагически погибла знаменитая балерина Мариинки

2045

Ушла  из  жизни выдающаяся балерина ХХ века, отдавшая более полувека служению искусству. 8  мая  2009 года трагически оборвалась  жизнь  выдающейся  балерины  и педагога, народной артистки СССР  Нинель  Александровны  Кургапкиной. 

Как сообщает пресс-служба Мариинского театра, совсем   недавно   Нинель   Александровна  Кургапкина  отметила  свое 80-летие.  В  тот торжественный вечер на сцене родного театра блистали ее  ученицы,  а  затем,  склонившись  в  благодарном  поклоне, осыпали любимого  педагога  букетами  цветов. Нинель Александровна была полна сил  и  творческих  планов.  Вся  ее  жизнь  была связана с Мариинским театром, коллектив которого сегодня скорбит об утрате. Валерий Гергиев говорит о том, что эта утрата невосполнима для театра.
     
Жизнеутверждающее искусство Нинель Кургапкиной, мажорное, ликующее по своей  природе,  было  созвучно  ее  эпохе:  расцвет  таланта балерины пришелся   на  послевоенное  время  –  время  несокрушимого  оптимизма победившей  страны.  Выпускница А. Я. Вагановой 1947 года, так же, как ее  сверстницы,  пережившая тяжелые годы учебы в эвакуации, Кургапкина словно  выплескивала на сцене всю нерастраченную энергию, весь молодой задор.  Она  ворвалась  на  сцену,  подобно  яркому  пламени,  зажигая безудержностью  эмоций,  поражая бьющей через край энергией. Ее танец, не нарушающий строгие классические каноны, был вместе с тем необычайно свободен. “Танцует, как дышит”, - говорили про Кургапкину.

Ученица  знаменитой  Вагановой  Нинель  Кургапкина отличалась крепкой  техникой,  безукоризненной  выучкой, владением ремеслом. Ее творчеству созвучно  пушкинское  “ремесло  поставил  я  подножием искусству”. Она всегда   поверяла  алгеброй  гармонию,  стремясь  к  безукоризненности исполнения.  Для  нее  это  было  основой  рождения  хореографического образа.

Кургапкина   наследовала   и   амплуа   Вагановой-танцовщицы,  которую именовали царицей вариаций. Именно вариация становилась у Кургапкиной, как  и  у  ее  знаменитого  педагога,  кульминацией в развитии образа. Именно  в вариации балерина демонстрировала весь спектр своих казалось неограниченных   технических   возможностей:   ее   вращения  поражали стремительностью, мелкие кабриоли ошеломляли четкостью исполнения.

Нинель   Кургапкина,   поступив  в  труппу  Кировского  театра,  была зачислена   поначалу   в  кордебалет.  Она  не  торопилась,  танцевала упоительно  и  никогда  не  отказывалась  даже от самых незначительных партий.  Постепенно  она  стала появляться в первых рядах кордебалета, затем  ей  стали  поручать  корифейские,  а  затем  и  сольные партии.

Балерина   словно   примеривала   на  себя  разные  роли:  разучивала, запоминала, размышляла... В результате у Кургапкиной сложился обширный и  разноплановый  репертуар.  В  классических  балетах это Аврора, фея Смелости,  фея Бриллиантов в “Спящей красавице”, Китри в “Дон Кихоте”, Маша  в  “Щелкунчике”,  Жизель  и  Мирта  в “Жизели”, Одетта-Одиллия в “Лебедином озере”, Гамзатти в “Баядерке”.

Большую  часть  репертуара  Кургапкиной составили партии в спектаклях, созданных  ее  современниками:  Параша  в  “Медном  всаднике”, Жанна в “Пламени  Парижа”,  Гаянэ  в  одноименном балете, Сюимбике в “Шурале”, Ширин  в  “Легенде  о любви”, Его любимая в “Береге надежды”. Эти роли отвечали “земному” характеру творчества балерины.

Склонность   к   гротесковым  ролям  проявилась  также  в  современном репертуаре:  Злюка  (“Золушка”),  одна  из  четырех  свах  (“Шурале”), “Весенний  вальс”  (хореография  Л. Якобсона). Кургапкина стала первой исполнительницей  роли  Анны Андреевны в балете “Ревизор” (хореография О. Виноградова).

Нинель  Александровна  Кургапкина  прошла  большой  творческий  путь, насыщенный  событиями,  творческими  удачами и открытиями, встречами с современными  хореографами.  Громадный  репертуар,  требующий  остроты внимания,   владения   техникой   танца,   отличной   памяти,  большой сценический  опыт  позволили  ей  стать педагогом-репетитором балетной труппы  театра.  Секреты своего мастерства она сумела передать молодым артисткам,  с  которыми  репетировала  в  театре. Более 40 лет Нинель Александровна  посвятила  педагогической деятельности. Среди ее учениц - прима-балерины  Мариинского  театра  Ульяна  Лопаткина, Ирма Ниорадзе, Жанна  Аюпова,  ведущие  солистки Евгения Образцова, Татьяна Ткаченко. Педагогическая  и  репетиторская  деятельность  Нинель  Александровны Кургапкиной  была  невероятно  интенсивной  и плодотворной. Ее вклад в сохранение и развитие лучших традиций российского балета неоценим.  


 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close