Пленум Верховного суда России 21 апреля обзор практики применения способа «помилования».По закону осужденный к лишению свободы подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании наказания в колонии. Также осужденные, не признавшие своей вины, отныне вправе претендовать на условно-досрочное освобождение. До сих пор раскаяние являлось, зачастую, обязательным условием для выхода заключенного на свободу.
Позиция Верховного суда России позволит требовать свободы одному из самых знаменитых заключенных в стране – экс-руководителю нефтяной компании «ЮКОС» Михаилу Ходорковскому. Летом прошлого года читинский суд отклонил его ходатайство об условно-досрочном освобождении. Сторона обвинения указывала, что Ходорковский не исправился: «Он доказывает свою невиновность и ни на одном судебном заседании он не раскаялся в совершении преступлений. Раскаяние заключенного является обязательным условием для его условно-досрочного освобождения», – заявил прокурор.
Новое постановление высшей судебной инстанции отвергает такие доводы: «Суды не вправе отказать в условно-досрочном освобождении ... по основаниям, не указанным в законе, таким, как наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания, непризнание осужденным вины, кратковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений и т.д.».
Однако это вовсе не значит, что суд обязан отпустить опального олигарха или других заключенных, отказавшихся от раскаяния. Верховный суд России, в частности, указывает, что рассматривая ходатайство об условно-досрочном освобождении нужно оценивать взыскания, наложенные на заключенного за весь период отбывания наказания. При этом наличие или отсутствие у осужденного взыскания не может служить как препятствием, так и основанием к его условно-досрочному освобождению.
Тот же Ходорковский за время пребывания в читинской колонии совершил многочисленные нарушения – неправильно сложил руки, совершил сделки дарения (угостил сигаретой другого заключенного), а не так давно получил взыскание за «грязную крышку от бачка для питьевой воды».
Решая судьбу заключенного суд должен будет учитывать мнение представителя исправительного учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для признания лица не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания.
По данным статистики, в 2008 году российские суды рассмотрели более 193 тысяч ходатайств об условно-досрочном освобождении, из которых почти 125 тысяч (64,4 процента) были удовлетворены.