Главные российские гаишники официально отказались от сотрудничества с Федеральной службой судебных приставов. Соответствующее заявление было вчера опубликовано на сайте ГИБДД МВД РФ. Руководителям региональных управлений ГИБДД запрещено мешать гражданам, имеющим долги, проводить регистрационные действия с автомобилями. Это первый случай, когда мощная официальная структура сказала «фи» очередному зажигательному креативу судебных приставов.
Недавно в СМИ появились будоражащие воображения рассказы чиновников из ФССП о том, как автовладельцы будут лишаться своих любимых железных коней, если в отношении них возбуждены исполнительные производства по неуплате долгов. Например, задолжали вы несколько тысяч рублей транспортного налога за прошлый год. Соответствующее подразделение ФССП сигнализирует об этом в территориальное управление ГИБДД. Данные попадают в информационный центр. В какой-то момент вы пересекаетесь с инспектором — на дороге, на станции гостехосмотра, в МРЭО, мало ли где ещё. И результат обескураживает.
Сотрудник ГИБДД якобы должен вызвать представителей ФССП, которые арестовывают ваш автомобиль и в дальнейшем продают в счет погашения долга. Видимо, предполагается, что, когда вы накопите деньги на новый автомобиль, то будете уже серьёзно относиться к уплате налогов, чтобы спать спокойно. Законная сторона вопроса в СМИ не обсуждалось, но пиар получился на все сто. С предсказуемо вытекающими отсюда эмоциями простых граждан, у которых по данному вопросу всего два аргумента.
Во-первых, наша Федеральная налоговая служба не всегда дружит со здравым смыслом. Очень легко найти петербуржцев, которые получали требования об уплате того же транспортного налога на своих малолетних детей. Данные машин в таких требованиях указывались правильно, а в качестве владельцев значились почему-то, например, 3-летние дети, которые собственниками транспортных средств никогда не являлись — видимо, из-за каких-то сбоев в налоговых компьютерах. Нередки случаи, когда налоговые органы требуют заплатить налог за автомобиль, который уже много лет принадлежит кому-нибудь другому.
Естественно, оказавшиеся в таких ситуациях граждане ничего не платят, а ждут, пока им пришлют нормальные, адекватные налоговые требования. Вот они обрадуются, когда вместо этого их автомобили будут попросту арестованы!
Во-вторых, всем известны традиции общения российских гаишников и водителей. Их взаимоотношения по большинству позиций опережают темпы развития рыночной экономики. Возникает вопрос: что изменится после того, как сотрудники ГИБДД получат возможность вызвать или не вызвать судебных приставов, которые могут арестовать автомобиль гражданина? Есть мнение, что ликвидность позиций ГИБДД существенно повысится, и процесс этот будет обратно пропорционален рейтингу доверия граждан правоохранительной системе в целом.
Вчера руководство департамента ОБДД МВД РФ высказало свою официальную позицию по данному вопросу: «Начальникам ГИБДД регионов направлено указание о недопустимости истребования при юридически значимых действиях документов, не предусмотренных законодательством». Далее подробно разъясняется, что существуют ведомственные нормативные акты МВД РФ, которые чётко регламентируют причины, по которым гражданам может быть отказано в проведении любых регистрационных действий с автомобилем. И про долги перед кем бы то ни было в этих нормативных актах ничего не сказано. Фактически судебным приставам дали понять: вы нас в свои дела не впутывайте!
Добавим к этому, что во многих странах, которые мы привыкли называть цивилизованными, давно поняли опасность излишней креативности судебной исполнительной системы. В частности, транспортный налог там платят не рядовые граждане, а топливные компании. Во-первых, с них взыскивать такой налог технически намного проще. А во-вторых, реализуется принцип экономической справедливости: кто может позволить себе машину, может позволить и платить налог. Что происходит само собой — на автозаправке.
Гаишники сказали приставам «фи»
ПО ТЕМЕ