Продажа автомобилей в кредит по льготной ставке, субсидированной из федерального бюджета, может начаться еще до конца этого месяца. Правила передачи средств уполномоченным кредитным организациям утверждены в конце прошлой недели специальным распоряжением правительства. Теперь дело за банками, которые должны подготовиться к выполнению этой антикризисной программы.
Указание создать список льготных автомобилей Владимир Путин дал на посвященном автопрому совещании в Набережных Челнах в декабре прошлого года. На субсидирование автокредитов из бюджета было решено выделить 2 миллиарда рублей. Рассчитывать на компенсацию двух третей процентной ставки Центробанка могут те, кто пожелает приобрести входящий в список автомобиль стоимостью не более 350 тысяч рублей и внесет в качестве первого взноса 30% цены. По расчетам Министерства промышленности и торговли, выделенные средства позволят субсидировать 150 тысяч кредитов. Средняя экономия при этом составит порядка 42 тысяч рублей за три года.
Подготовленный Минпромторгом список автомобилей, на которые будут распространяться льготы (сейчас он находится на утверждении в Минюсте), уже вызвал вопросы. В частности, Федеральную антимонопольную службу заинтересовало, почему в него не попала новая «Волга» Siber и некоторые собираемые в России дешевые иномарки, зато вошли автомобили, стоимость которых заметно превышает заявленные 350 тысяч рублей.
Минпромторг уже дал свой официальный ответ на эти обвинения. В министерстве считают, что подготовленные решения не нарушают законодательство о конкуренции, поскольку в основу перечня были положены четкие критерии. С его помощью господдержку получат те автопроизводители, которые взяли на себя обязательства по локализации производства в рамках инвестиционных соглашений и ведут промышленную сборку машин. При этом стоимость импортных материалов, используемых в конструкции, не должна превышать 50% цены конечной продукции.
Что касается цены, то, согласно ответу Минпромторга, в декабре прошлого года она действительно не превышала 350 тысяч рублей на все утвержденные модели. При этом отмечается, что вошедшие в список иностранные автомобили, стоимость которых оказалась все-таки выше заявленного лимита, «сконструированы таким образом, что при соответствующей маркетинговой политике цена может быть снижена».
Такой потенциал специалисты министерства нашли, например, у «Фольксвагена» Jetta (630 тысяч рублей в базовой комплектации). А вот у той же «Волги» Siber (487 рублей минимум) его почему-то не обнаружилось. Не поясняют специалисты Минпромторга и того, по каким маркетинговым соображениям автопроизводители пойдут на снижение цены.
На сегодняшний день в установленный ценовой лимит в списке Минпромторга входит вся линейка «Лады» (22 модификации, ценой, в основном, менее 300 тысяч рублей), Fiat Albea (250 тысяч), Kia Spectra (339 тысяч), Renault Logan (282 тысячи) и Skoda Fabia (319 тысяч рублей). За ценовым порогам оказываются уже упомянутая Jetta, а также Ford Focus (минимум 388 тысяч) и Chevy-NIVA (382 тысячи по цене на сайте завода). На грани вылета находится УАЗ Hunter — те самые 350 тысяч рублей только за базовую комплектацию.
В принятых правилах предоставления льгот по автокредитам не оговаривается, какие конкретно банки будут ими заниматься. Сказано, что речь идет о кредитных учреждениях, доля участия в которых государства или Центробанка составляет не менее 50% и которые имеют филиалы во всех регионах России.
Негласно и в Минпромторге, и в Минфине говорят о том, что фактически речь идет о двух банках — ВТБ 24 и «Сбербанке». В кредитных учреждениях корреспонденту «Водителю» эту информацию подтвердили, однако от дальнейших комментариев воздержались. В «Сбербанке» сказали, что льготные кредиты начнут выдавать в конце марта или начале апреля. Представитель пресс-службы ВТБ 24 заявил, что банк льготные кредиты выдавать будет, но некие финальные документы еще не подписаны. По его словам, возможно, это произойдет уже завтра.
В своем нынешнем виде эта мера вызывает мало энтузиазма у покупателей машин. Об этом свидетельствует опрос, который провел «Водитель». Треть участников исследования заявила, что в принципе старается не брать кредитов. Еще по 20% опрошенных отметили, что либо у них уже есть автомобиль, либо их не устраивают модели, попавшие в перечень Минпромторга. Всего в опросе приняли участие 2514 человек.
Кредит на тормоза
ПО ТЕМЕ