В ближайшее время вступят в силу новые правила перевозки пассажиров автобусами, троллейбусами и трамваями, а также в такси. Они предоставляют пассажирам дополнительные права, существенно ужесточая требования к перевозчикам. До сих пор отношения пассажиров и автопарков (иных владельцев транспорта) регулировались уставом автомобильного транспорта РСФСР, принятым в период так называемых "косыгинских реформ" – сорок лет назад. Прогрессивный для своего времени документ потерял актуальность еще в 80-х, что приводило к многочисленным практически беспредметным спорам бизнеса и пассажиров.
Первый шаг к урегулированию рынка пассажирских перевозок был сделан полтора года назад с принятием федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Он вступил в силу еще в мае 2008 года, но для его реализации необходимо было принятие подзаконных актов. Только 14 февраля премьер-министр Владимир Путин подписал новые правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые на сегодняшний день еще не опубликованы и не вступили в силу.
Зеленоглазое такси – не тормози, не тормози
В первую очередь новые правила затронут права и обязанности соответственно пассажиров и владельцев такси. Сейчас действующих нормативных актов в этой отрасли вообще нет. Иногда нормы устанавливают сами перевозчики - таксисты, например, могут попросить клиента не курить в машине или отказаться везти нетрезвого гражданина, который до вызова авто успел проверить глубину ближайшей лужи.
Легковые таксомоторы теперь должны соответствовать жестким критериям оформления: «шашечки» на борту, оранжевый фонарь на крыше, который включается при готовности легкового такси к перевозке пассажира. На передней панели (перед пассажирским сиденьем) подробная информация: наименование таксопарка, визитная карточка водителя с фотографией, адреса и телефоны надзорных органов, а также, главное – условия оплаты за пользование легковым такси. Любое нарушение этого регламента может привести к штрафу в 10 тысяч рублей.
Порядок оплаты устанавливается самим владельцем (фрахтовщиком) такси. Причем правила допускают две системы: по километражу или времени, либо фиксированный сбор, определяемый независимо от фактического пробега и времени пользования автомобилем.
Регламентируются также порядок приема и оформления заказа на такси, условия перевозки багажа и т.д. Определены реквизиты чека или квитанции, которую водитель обязан выдавать каждому пассажиру.
В то же время ни устав, ни правила не определяют порядок организации деятельности компаний отрасли. В частности, установлены требования к оборудованию специальными информационными табличками стоянок такси, но где, кто и как их должен создавать – не указывается. Причем закон не делегирует право устанавливать этот порядок субъектам Федерации. А это значит, что в городе может легально сосуществовать неограниченное количество конкурирующих компаний и попытка объединить их в какие-либо союзы, наделить членов такого объединения особыми правами (например, возможностью парковки у аэропорта, у вокзалов и пр.) и иные меры обречены на провал, как явно противоречащие антимонопольному законодательству.
В Петербурге таксомоторные перевозки сейчас регулирует закон 2004 года, который был принят одновременно с отменой лицензирования такси. Однако фактически он бесполезен. Текст закона умещается на листе бумаги, его смысл сводится к тому, что легальное такси — это то, у которого заключен договор с городом. Не так давно в ЗакС был внесен законопроект, подготовленный председателем Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга (НПТТ) Юрием Вейковым. Он же участвовал и в создании федеральных правил, которые, по его словам, должны были быть подписаны еще полгода назад. Однако этого не произошло, и городские правила оказались в ЗакСе чуть раньше, нежели были приняты федеральные. Теперь юристам парламента Петербурга предстоит привести их в соответствие друг другу.
Забытое вернут, но за плату
В порядок перевозки пассажиров в автобусах (в том числе междугородних), троллейбусах и трамваях новые правила не вносят существенных изменений. Установлены требования к оборудованию остановок общественного транспорта (на них в обязательном порядке должно размещаться расписание), самих транспортных средств. Определено, что водитель или кондуктор обязаны заранее предупреждать пассажиров об остановочных пунктах, в которых посадка и высадка пассажиров осуществляется по их требованию.
Остановочные пункты с оборотом более 100 пассажиров в сутки должны обустраиваться (иметь крышу). На автовокзалах обладатель действующего билета вправе бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами.
Новый раздел правил – розыск забытых и найденных вещей. Пассажир междугородного автобуса может заявить о забытых вещах дежурному любого автовокзала, в котором осуществляется остановка. Дежурный обязан немедленно отправить телеграмму, факс, e-mail или телефонограмму в адрес ближайшего автовокзала на пути следования автобуса, дабы забытые вещи переслали к месту нахождения пассажира. Такой сервис не будет бесплатным – забывчивый владелец обязан будет возместить все расходы, связанные с возвратом вещей (отправка телеграммы, факса или телефонограммы, упаковка, перевозка и др.).
Обнаруженные и невостребованные вещи, а также багаж, который не забрал владелец, через месяц переходят в собственность перевозчика и могут быть им проданы. Если в течение трех лет пассажир все же предъявит свои требования на утраченное по его вине имущество, то будет вправе получить вырученную от его продажи сумму за вычетом расходов.
Новые правила вступят в силу через 7 дней после их официального опубликования.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру