Несмотря на ужесточение штрафов и ведение видеосъемки водителей, нарушающих закон на дороге, в России снова растет аварийность. В ГИБДД считают, что не стоит волноваться: во всем виновата снежная зима. Правозащитники убеждены, что все ужесточения бесполезны, пока инспекторы не начнут выполнять свою работу вместо недобросовестного обогащения.
Как пишет «Газета.Ru», ГАИ России опубликовало статистику аварийности за январь 2009 года. По итогам первого месяца после непродолжительного спада аварийности вновь наметился рост дорожных происшествий – на 3,1% (12 663 ДТП). Количество погибших в авариях снизилось на 3,6% (1693 человека). При этом сильно возросло число раненых: более 16 тысяч человек попали в больницы с различными повреждениями, что на 7,4% больше показателей за аналогичный период прошлого года. По вине пьяных водителей произошло 461 ДТП (–1,1%). Выросло количество аварий, в которых страдают дети (+2,4%). Всего за январь ДТП унесли жизни 57 детей (+1,8%), еще 1129 детей получили ранения (+2,8%).
Бесспорным лидером по росту дорожных аварий стал Приволжский федеральный округ. Самый аварийный регион в округе – Нижегородская область (+24,7%), немногим по числу ДТП ей уступает Республика Татарстан (+12,7%). Не лучше ситуация и в Самарской области, Пермском крае и Республике Башкортостан. Самые тяжелые аварии происходят в Южном федеральном округе. Здесь нет пробок, а потому мелкие ДТП – редкость. Если машины сталкиваются, то на больших скоростях. Итог: в Дагестане на 100 аварий приходится 46 погибших и 139 раненых. Еще тяжелее аварийность в Чечне: на 23 аварии 20 погибших и 29 раненых.
В Центральном федеральном округе самые плохие дороги оказались в Московской области: 168 аварий из-за ненадлежащего качества дорожного хозяйства, в которых 28 человек погибли и 228 получили ранения. По той же причине в Санкт-Петербурге и Ленинградской области произошло 151 ДТП, 21 человек погиб, 180 ранены. Наметился рост пьяных аварий в Москве, Подмосковье и Владимирской области. То же самое касается Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Татарстан, Забайкальского и Приморского края – в этих регионах водители не отказывали себе в выпивке на новогодних праздниках.
В ГИБДД считают, что возросшие показатели не столь угрожающие, и нет причин говорить о прекращении роста аварийности. «Здесь нет ничего необратимого, просто зима может повлиять на рост аварийности. В снежные зимы чаще происходят аварии. В целом процент повышения небольшой, при том что существенно вырос автопарк страны. Так что повода волноваться нет», – заметил заместитель главы ГИБДД России Владимир Кузин.
Иного мнения придерживаются правозащитники. «В целом происходит то, о чем мы предупреждали раньше: в отсутствие комплексного подхода к решению проблемы аварийности все меры ужесточения наказания дают лишь краткосрочный эффект», – говорит лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
По его словам, после активной законодательной политики властей и больших инвестиций, направленных на изменение культуры вождения, не изменилось главное – работа ГИБДД.
Инспекторы, как и прежде, ориентированы на выявление правонарушений, а недобросовестные гаишники – на получение взятки, вместо того чтобы заниматься предупреждением аварий. В то время как прямые обязанности ГАИ – выявлять потенциально опасные места, где чаще всего происходят ДТП, устранять потенциальную причину аварии и предотвращать возможность правонарушения. «К сожалению, в сложившейся структуре ГАИ без реформы никаких изменений не добиться. Если не произойдут изменения, рост аварий продолжится», – заключил Похмелкин.
Аварий стало больше. ГИБДД объясняет: из-за зимы
ПО ТЕМЕ