Новые правила ОСАГО, которые вступают в силу 1 марта, страховщики отредактировали под себя. Прямое урегулирование убытков будет возможно только в исключительных случаях. И только для тех автомобилистов, которые заключат договор после 28 февраля.
Новые правила компенсации по страховке ОСАГО, которые вступают в силу 1 марта 2009 года, страховщики отредактировали под себя. Прямое урегулирование убытков, то есть обращение в случае мелкого ДТП за возмещением к своему страховщику, а не в компанию виновника происшествия, будет возможно только в исключительных случаях. И только для тех автомобилистов, которые заключат договор обязательного страхования после 28 февраля. Сами страховщики уверены: это позволит осуществить плавный переход на европротокол (так часто называют новые правила) и не разорит страховые компании.
Соглашение, которое на днях заключили в Москве страховщики, фактически лишает застрахованных главной «фишки» европротокола – то есть возможности оформлять ДТП, не вызывая сотрудников ГИБДД. Разобраться на месте будет возможно, но только в этом случае за компенсацией придется, как и раньше, обращаться в страховую компанию виновника ДТП, а не в свою, как предполагали до окончательной редакции новые правила. По сообщению газеты «Коммерсант», которой удалось ознакомиться с соглашением Российского союза страховщиков, остались в правилах и прежние ограничения. Например, на получение прямой выплаты могут претендовать водители, если в ДТП не пострадали люди, а участников аварии не больше двух. «Прямое возмещение» также не распространяется на аварии с обоюдной виной водителей и так называемые бесконтактные ДТП (когда автомобиль получил повреждения в результате некорректного маневра другого участника движения).
Сами страховщики для участия в процедуре прямого урегулирования должны оформить гарантийные депозиты от 3 миллионов рублей и обеспечивать на начало каждого дня остатки на других спецсчетах в размере еще 300 тысяч рублей для взаиморасчетов. После того как страховщик оплатит убыток своему клиенту по ОСАГО, он выставит счет компании, в которой застрахован виновник ДТП. В РСА считают, что такой финансовый порог позволит отсеять с рынка ОСАГО ненадежные страховые компании, коих, по подсчетам экспертов, в стране остается около 50.
Крупные страховые компании уверены, что европротокол в новой редакции будет более эффективен. «Процедура исполнения новых правил получилась достаточно сложная, прежде всего, для самих застрахованных. Им требуется самим определить ущерб от аварии и понять, могут ли они претендовать на прямое возмещение. Если распространить его на все случаи, то схема окажется нежизнеспособной», - прокомментировал «Водителю» директор департамента комплексного страхования ОСАГО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
В некотором лукавстве обвинил коллег директор по страхованию ЗАСО «ЭРГО Русь» Евгений Дубенский. По его словам, переход на европротокол для страховщиков – определенный стресс. «Вероятно, поэтому действие его решили распространить только на новые ОСАГО», - считает Дубенский.
Страховщики признаются, что боятся наступления 1 марта: работы у них станет больше. Считается, что мелкие аварии автомобилисты, не застрахованные по КАСКО, предпочитают решать по-старинке, без присутствия ГИБДД. По их оценкам, таким образом «разруливаются» до 10% ДТП. Теперь же эти люди, опасаются владельцы страховых компаний, хлынут к ним за возмещением убытков.
Неофициально страховые агенты сообщают, что «усеченные» правила ОСАГО пришлось принимать из-за низких тарифов, не соответствующих числу потенциальных обращений. РСА уже обращалось к Минфину с просьбой увеличить стоимость полисов ОСАГО. Как рассказывал в интервью «Российской газете» директор по методологии страхования РСА Владимир Козлов, количество заявленных аварий с каждым годом увеличивается в среднем на 20 процентов, цены на запчасти и на сам ремонт растут. А стоимость полиса за год в среднем увеличилась лишь на 50 рублей. «Введение упрощенного оформления ДТП и прямого возмещения увеличит убыточность ОСАГО», - считает Козлов.
В минфине пока менять ставку не планируют. Однако, по информации страховщиков, знакомых с ситуацией, вероятно, речь в ближайшее время может пойти об увеличении так называемого поправочного коэффициента, то есть расчета стоимости полиса в зависимости от региона. Вероятно, будет принято решение повысить эту ставку для жителей больших городов, которые попадают в ДТП чаще.