Состоятельных сограждан можно отличить по… прицепу. «Фонтанка.ру» совместно с журналом «Город 812» продолжает исследование самых богатых людей Петербурга. Мы рассказали о «везунчиках», попавших в список журнала «Финанс». Сегодня повествуем о менее удачливых бизнесменах и о новых людях в списке. А также о том, на чем они ездят.
По сравнению с июньским рейтингом «Финанса» миллиардеров в Питере предсказуемо уменьшилось: рублевых - процентов на двадцать, долларовых - в четыре раза. И это еще при том, что долларовый пересчет составители рейтинга вели по более чем льготному курсу - 29,4 руб. за доллар США.
Исходя из рейтинга, главным неудачником сезона можно считать члена Совета Федерации, основного акционера группы ЛСР Андрея Молчанова. В июне прошлого года он официально стал самым богатым человеком Петербурга. Если на тот момент состояние Молчанова оценивалось в 120,1 млрд рублей (4,9 млрд долларов США), то теперь со своими 13,2 млрд (0,45 млрд долларов) он пропустил вперед себя сразу шестерых земляков. Из настоящего рейтинга «миллиардеров» выпали также топ-менеджеры ЛСР Михаил Романов, Игорь Левит и Евгений Яцышин.
В числе других «питерских», покинувших список богатых, в частности, замечены следующие товарищи:
— Константин Мирилашвили (младший брат недавно вышедшего на свободу Михаила Мирилашвили),
— Александр Винокуров; бывший основной акционер «КИТ Финанс» еще полгода назад входил в десятку самых богатых питерцев, а теперь не только лишился статуса долларового миллиардера, но и просто не попал в список,
— Александр Гительсон, только что отдавший банк ВЕФК выбранным ЦБ акционерам.
Покинули «миллиардерскую зону» совладельцы группы «Веда» и владельцы известных в Петербурге брендов — «Аладушкин», «Орими», «Балтимор», «Лаверна».
Новые люди в списке: братья Ротенберг (Борис и Аркадий), Геннадий Тимченко, Николай Шамалов и Дмитрий Горелов - этих людей, разных возрастов и бизнес-интересов, тем не менее, сплачивает и роднит одно - они хорошо знакомы с Владимиром Путиным.
Хороших знакомых премьер-министра отличает привязанность хорошему автомобилю Maybach.
На 44 петербургских миллиардера, по официальным данным, приходится 102 транспортных средства (автомобиля и мотоцикла – без учета прицепов). Таким образом, на одного человека из списка самых богатых - всего 2,4 единицы авто- и мототехники. Что с учетом их олигархических возможностей совсем немного. Теперь мы знаем и самое популярное транспортное средство петербургского миллиардера.
Вообще-то наши богачи, если судить по списку числящихся за ними автомобилей, достаточно скромные люди. У шестерых (13,7%) нет никакого личного транспорта, даже прицепа. Еще трое (6,9%) имеют прицепы, но без машин.
Самым популярным автомобильным брендом у наших миллиардеров оказался Mercedes (15 штук). На втором месте BMW – 11 шт. На третьем Land Rover - 9 шт.
На почетном четвертом месте, доказывая, что миллиардеры - люди патриотичные и социально ответственные, стоит продукция АвтоВАЗа (8 штук). Также в списках есть один «Москвич», одна «Волга» и один ИЖ.
У богатых нашего города много мотоциклов, но еще больше прицепов – 19. Кстати, большинство - отечественного производства и стоят не так чтобы безумно дорого. Скажем, прицеп ЛАВ-81012, предназначенный для перевозки квадроциклов и снегоходов, стоит 40 тысяч рублей. А ЛАВ-81015 - для перевозки водных мотоциклов и лодок – 32 тысячи рублей.
Есть и раритеты - автомобилем «Прага» 1938 года выпуска владеет Борис Ротенберг (№ 396 в списке). Гражданские и военные автомобили марки «Прага» выпускались с начала ХХ века на разных предприятиях в районе чешской столицы. Автомобиль Ротенберга должен быть выпущен автомобильным отделением чехословацкого машиностроительного концерна Ceskomoravska Kolben-Danek (оно делало такие машины с 1927 года). К раритетам надо отнести и мотоцикл «Восход 2» 1977 года, которым владеет Игорь Лейтис (332-е место в списке), и «Москвич-2140» 1983 года Геннадия Тимченко (398-е место).
Самые дорогие автомобили в списке - Maybach (в базовой версии Maybach 62S стоит 665 тысяч евро, но в базовой версии он не продается и доукомплектовывается по желанию клиента). Бронированный Maybach стоит гораздо дороже. В списке три Maybach. Всеми тремя владеют друзья и знакомые премьера Путина. Положение обязывает.
Опрос участников списка, проведенный «Городом812» и «Фонтанкой» показал, что есть добровольцы, готовые расстаться с «желтой майкой» лидера.
А вот что думают о рейтинге те, кто туда не попал, но вполне мог бы претендовать.
Алексей Редозубов (акционер компании «Петрополь», владелец участка в Таврическом саду):
- Все люди тщеславны, и кто бы что ни говорил, думаю, стать участником списка самых богатых приятно. Другое дело, учитывая то, что многие российские капиталы создавались, скажем так, сложным путем, многие их владельцы не хотят быть замеченными. Кроме того, слово «олигарх» у нас имеет весьма негативную окраску. Это слово, так сказать, с гнильцой. Из людей, честно заработавших состояние, можно назвать только Жореса Алферова, получившего Нобелевскую премию, и Гарри Каспарова, заработавшего победами на мировых турнирах. Наверное, в этом списке тоже есть честные люди, которые строили империи с нуля, делали успешный бизнес, но они идут в одном ряду с остальными, которые просто воспользовались ситуацией.
Василий Сопромадзе (экс-владелец «Корпорации-С»):
- Я отношусь к подобным спискам индифферентно. Как правило, они не имеют ничего общего с реальностью. Объясню почему. Некоторое время назад во всех российских списках Дерипаска был номером 1. Но никто не считал, сколько и кому он должен, и никто не оценивал реальную стоимость его бизнеса, то есть ту сумму, за которую он может свои активы продать. И я не удивлюсь, если завтра услышу о том, что он банкрот.
И в этом списке, думаю, немало людей, которые завтра могут стать нищими. Одновременно в нашем городе живет большое количество людей, в списке этом не значащихся, но те, кто в этом перечне есть, их очень уважают. При этом я нормально отношусь к участию в таких рейтингах, как к способу самопиара. Если кому-то это нравится, значит, в этом нет ничего плохого.
"Фонтанка.ру", "Город 812"