Все озабочены пробками, все спешат на помощь автомобилисту - о ситуации на петербургских дорогах сообщает теперь и yandex.ru, и mail.ru, и probki.net. Это не считая традиционных способов оповещения автомобилистов – радио, ТВ. «Город 812» решил понять, какой пробочной информации можно верить.
Лет восемь назад с пробками в Петербурге собирались бороться с помощью тяжелой летательной техники. Всерьез разрабатывали проект наблюдения за дорожной ситуацией с дирижаблей – их хотели разместить в самых пиковых местах: над Троицким мостом, площадью Мужества, площадью Конституции и т.п. Дирижабль украшается символикой какой-нибудь богатой организации – за ее счет и оплачивался бы банкет, а с установленной на нем видеокамеры транслировалось бы изображение в специальный центр. Оттуда сведения расходились бы по городу – сообщались на радио и в пейджинговые агентства. Тогда еще многие пользовались пейджерами.
Но спонсор на дирижабль так и не нашелся. Но для наблюдения стали использовать вертолет. На «Эльдорадио» есть такая программа – раз в час слушатели получают репортаж о пробках, который ведется прямо с борта вертолета (в эфире даже слышен шум винта). Но скептики как-то не доверяют этой легенде: по их словам, вертолет передает свои данные даже в те дни, когда полеты запрещены.
В любом случае сейчас истории про вертолет никого уже не изумляют – потому что пришли новые технологии. В интернете пробки в городе показывают, как уверяют, в реальном времени сайты probki.net (его информационным обеспечением занимается компания CityGuide), Mail.ru, Yandex.ru.
Как выяснилось, на портал Mail.ru основную картину пробок поставляет тот же CityGuide, но, как уверяют, есть у них и другие источники.
- Если информация CityGuide и отличается от той, что на Мail.ru, то только потому, что там принято красить карту в разные цвета. У «Яндекса» движение со скоростью 20 км/ч считается плотным и красится в желтый цвет, а на Мейле такие улицы – зеленые. На CityGuide обновление идет через пять минут, на других сайтах, где информация о пробках – всего лишь дополнение, там, конечно, медленнее, - рассказал представитель сети CityGuide в Петербурге Андрей Дмитриев.
CityGuide хорош тем, что единственный – помогает проложить маршрут: достаточно поставить на карте две отметины: старт и финиш. Всем этим можно пользоваться и не имея специального навигатора – посмотрел дома в интернете маршрут – и поехал. Эта система строится на личном участии пользователей в формировании карты пробок.
Программа CityGuide устанавливается на карманный компьютер или телефон с GPS. Они обмениваются данными с системой. Зафиксировав скорость, с которой коммуникатор передвигается по улице, система получает представление о плотности движения на этом участке. Понятно, что картина несколько искажается за счет тех водителей, которые просто ждут кого-то на обочине, а навигатор при этом не выключают. Но главное – достоверность информации целиком зависит от того, сколько пользователей замкнуто на эту систему. Чем больше – тем достовернее.
Сотрудники CityGuide уверяют, что в Петербурге таких пользователей – около 10 тысяч, из них 5 тысяч ежедневно выезжают на улицы. Конечно, для 30 тысяч километров – такова протяженность всех дорог в городе – это не так много. Но руководители проекта уверены, что через год это количество увеличится чуть не на порядок. Кое-какие шаги для этого уже сделаны: например, запущена бесплатная версия. Ее можно скачать с интернета, и от платной она отличается тем, что прокладывает один маршрут – с начала до конца. В то время как платная версия, сверяясь с картой пробок, может перебросить маршрут на другую улицу. Бесплатная показывает путь на мониторе, а платная – разговаривает. И так далее.
У «Яндекса» тоже есть своя пробочная система. Формируется она, как уверяют представители «Яндекса», через свою сеть пользователей-трансляторов, она у них есть, хоть и небольшая – специально под нее был создан проект «Пробки 2.0». «Но мы ориентируемся не только на те данные, которые приходят к нам с навигаторов, - заявила менеджер по связям с общественностью компании «Яндекс» Елена Бухмак. – Самая эффективная модель – смешанная. Это и автомобили с системой слежения, и собственные видеокамеры, и корреспонденты, которые сообщают о пробках на специальный телефон. А также - подключение к комплексам АСУДД - системы автоматического управления движением. Видеокамеры и автоматические детекторы эффективны, но их установка и подключение требуют больших финансовых вложений, поэтому сейчас такие датчики стоят в основном на главных магистралях и дорожных развязках. Кроме того, обработка данных от этих источников происходит в полуручном режиме, что сказывается на оперативности получения информации».
Еще одна компания – Navitel – тоже внедряет в Петербурге систему слежения за пробками. Их карты в интернете не выставлены – поэтому приходится опираться на мнение пользователей. Они пока не считают это ресурс эффективным.
Если проекты начнут приносить выгоду – конкуренция начнет развиваться, на рынке появятся новые программы. Начнется борьба за пользователя. Уже упомянутая европейская компания IGo включает 3D-изображения, то есть объемные – и CityGuide собирается последовать их примеру. Правда, такие штуки хороши для КПК с большим объемом памяти. В России, по слухам, решается вопрос с заливкой в память не только схематического изображения домов, но их фотографий. Чтобы направляясь по неизвестному адресу, водитель знал не только маршрут, но – как искомое здание выглядит.
- А нас рано списывать со счетов, - заявляет один из пионеров антипробочного движения, глава автоклуба «А 24» Денис Шубин (когда-то автоклуб, имея хорошую сеть информаторов, поставлял информацию о трафике на все петербургские радиостанции, в пейджинговые компании и т.п. Сейчас радиостанции в основном в эфире благодарят тот же CityGuide).
– Сейчас, - поясняет Шубин, - автоклуб работает по старинке, то есть на энтузиазме отдельных водителей. Застрял – позвонил – сообщили. Техника никогда не заменит человека. Наши абоненты разглядят не только пробку, но и причины: проезд кортежа, аварию или прорыв теплотрассы. Они же сделают прогноз, надолго она там или нет. Например, авария на КАДе, из-за которой перекрыто 3 полосы, означает, что на кольцевую в ближайшие 12 часов вообще лучше не соваться. Навигатор об этом не скажет.
По словам Шубина, все навороченные системы слежения годны для стихийных бедствий, когда пробки неожиданно возникают в нетипичных местах. Еще конкретней – для КАД, с которой некуда свернуть, даже если завидишь затор издалека. А если вы там бываете редко – то стоит ли покупать навигатор для того, чтобы каждое утро узнавать о пробках, ведущих в центр, а каждый вечер – о проблемах на окраинах?
Пока профессионалы сходятся во мнении: лучше всего для избежания пробок использовать несколько систем. Навигатор, ноутбук и радио. И говорят, что теперь уже очевидно, что городские власти устранились от этой задачи (оповещения о пробках), хотя когда-то выступали с разными предложениями, например, устанавливали информационные экраны на Лиговском. На сайте администрации теперь есть карта CityGuide – и этого достаточно.
Нина Астафьева
Полный текст статьи можно прочитать на сайте журнала "Город 812"
C помощью каких сайтов легче объехать петербургские пробки
ПО ТЕМЕ