АвтоВАЗ остановил конвейер на неопределенный срок из-за отказа ряда поставщиков отгружать автокомпоненты. Долг завода перед партнерами достигает 18 млрд руб., и погасить его реально лишь к весне, если в феврале—марте будет продано 90 тыс. автомобилей.
Веерное распространение кризиса в автопроме началось. АвтоВАЗ вчера остановил конвейер на неопределенный срок из-за отказа ряда поставщиков отгружать автокомпоненты. Долг завода перед партнерами достигает 18 млрд руб., и погасить его реально лишь к весне, если в феврале—марте будет продано 90 тыс. автомобилей. Аналитики считают это малореальным и говорят, что заводу скорее стоит рассчитывать на госфинансирование.
Об остановке конвейера АвтоВАЗа "Коммерсанту" рассказали источники на заводе. По их словам, дело в том, что ряд партнеров перестали отгружать предприятию компоненты. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин подтвердил, что конвейер встал из-за проблем с поставщиками, пояснив, что "некоторые не согласны с введением новой схемы оплаты". До 70% закупок с февраля АвтоВАЗ оплачивает своими векселями и векселями работающих с ним банков, а на деньги приходится лишь 30% расчетов.
Поставщики остановили отгрузку АвтоВАЗу после того, как господин Алешин сказал, что завод сознательно работал на склад осенью 2008 года, ожидая девальвации рубля. Ожидая роста цен на компоненты и наращивая долг перед поставщиками, завод стремился накопить складские запасы готовых машин. Источники, близкие к заводу, уточняли, что задолженность АвтоВАЗа перед поставщиками за уже отгруженную продукцию в результате девальвируется.
Поставщиков, недовольных вексельной схемой расчетов, господин Алешин называть не стал, уточнив лишь, что "это семь предприятий", с которыми ведутся переговоры. Он сказал, что "кому-то предлагает компенсации, кому-то — увеличение объема закупок". Пока переговоры не будут закончены, конвейер АвтоВАЗа не заработает, поскольку на остановивших отгрузку поставщиков "приходятся те узлы и агрегаты, без которых невозможно выпускать автомобиль", пояснил Борис Алешин.
По словам представителей одной из компаний, работающих с заводом, отгрузку АвтоВАЗу остановили, в частности, ОАО "Завод имени Тарасова" (ЗиТ, Самара), ОАО "Пластик" (Сызрань) и ОАО "Балаковорезинотехника" (Саратов). Без их продукции АвтоВАЗ действительно не может собирать автомобили. Сызранский "Пластик", например, делает рули для Lada, а также панели приборов, обивку дверей и бамперы. "ЗиТ" — генераторы, стартеры и свечи зажигания. Названные поставщики также работают с группой ГАЗ и ОАО "Соллерс", однако вчера в этих компаниях сказали "Ъ", что проблем, например, с ОАО ЗиТ нет и переговоры с ним о реструктуризации долгов идут успешно.
Поставщики АвтоВАЗа выражали недовольство вексельной схемой расчетов еще тогда, когда возникла сама идея ее введения. Как долго просуществует эта схема, на АвтоВАЗе не говорят. По словам господина Алешина, на конец декабря 2008 года долг завода перед поставщиками достигал 29 млрд руб., однако сейчас снизился до 18 млрд руб. Завод стоял весь январь (то есть не закупал автокомпоненты) и, продав в январе около 30 тыс. машин, часть полученных средств направил на погашение задолженности. "Если мы продадим в феврале и марте по 45 тыс. автомобилей (до кризиса завод продавал по 50-60 тыс.— "Ъ"), то, думаю, сможем полностью погасить задолженность весной",— сказал президент АвтоВАЗа.
Однако Михаил Пак из ИФК "Метрополь" сомневается, что АвтоВАЗу удастся продать столько машин. При оптимистичном сценарии, прогнозирует аналитик, завод сможет продать 45 тыс. автомобилей в марте, но прогноз на февраль — не более 37 тыс. машин. Михаил Лямин из Банка Москвы добавляет, что в сложившейся ситуации АвтоВАЗу остается надеяться лишь на то, что какой-либо госбанк предоставит ему финансирование для покрытия кассового разрыва и расчетов по долгам, а государство, как и обещало, поддержит сбыт моделей завода.
Дмитрий Беликов, Роман Малинин, "Коммерсантъ"