PricewaterhouseCoopers прогнозирует 25-50% падение рынка автомобильных продаж в России в 2009 году. По мнению аналитиков, упадут также кредитные продажи и средняя цена автомобиля, сообщает dp.ru.
PricewaterhouseCoopers подсчитал, что в 2008 году российский рынок автомобилей вырос на 14% в количественном выражении и на 29% в денежном. Средняя цена машины выросла на 13% до $21,7 тыс. Всего аналитики насчитали в России в прошлом году 3,175 млн проданных машин. Из них 1,5 млн составили новые импортированные автомобили, 700 тыс – машины российских марок, 580 тыс – иномарки российской сборки и 395 тыс – импортные подержанные автомобили. Наиболее динамично развивался сегмент произведенных в России моделей иностранных брендов - +32%. Новые импортные автомобили прибавили 24%, а подержанные – всего 4%. Российские производители сократили продажи на 9%. Общий объем рынка составил $69 млрд.
Падение рынка, стремительно набиравшего обороты до недавних пор, началось еще в последних месяцах 2009 г. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, сокращение продаж машин иностранных марок в декабре составило 10%, хотя, по итогам года число реализованных в России иностранных автомобилей выросло на 26%.
Реклама:
Лидерами рынка стали Chevrolet с 234,5 тыс машин (+24%, Hyundai – 192,7 тыс машин (+30% и Toyota – 190 тыс машин (+31%. Занимавший в прошлом году второю строчку Ford не смог конкурировать с преследователями и занял четвертую строчку рейтинга с 186,8 тыс машин (+6%. Место в десятке лидеров потерял KIA 88,2 тыс машин (+12%. Opel и Honda отодвинули его на 11 место.
В целом, все крупнейшие иностранные производители сумели закончить 2008 год в плюсе. Серьезно упали продажи лишь у "открытия" 2007 года – китайского Chery – минус 58% и 15,7 тыс машин, а шведский Volvo сыграл "в ноль" - 21 тыс машин, что всего на 36 единиц меньше, чем в прошлом году.
Однако декабрь стал провальным. Среди иностранных марок, входящих в первую десятку по популярности, сохранить положительную динамику в декабре удалось лишь Toyota (+7% и Honda, показавшей феноменальные +113%. Последнего производителя можно назвать наиболее успешным по привлечению новых потребителей. В 2008 году прирост продаж Honda составил также рекордные 50,5 тыс машин – настолько свои годовые показатели не сумели увеличить даже лидеры рынка Chevrolet и Hyundai: +44,9 тыс машин и +44,8 тыс машин соответственно.
Партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут уверен, что 2008 год стал последним годом роста российского авторынка в обозримом будущем. "В базовом сценарии падение продаж составит 25% в количественном выражении, таким образом, объем продаж будет около 2,3 млн автомобилей, при пессимистическом сценарии падение достигнет 50% при объеме рынка в 1,6 млн штук", - считает он. Кроме того, по данным PricewaterhouseCoopers доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизится с 31% в 2008 году до 20-10% в 2009 г, а средняя стоимость продаваемого автомобиля в 2009 г. составит $20-18 тыс. против $21,7 тыс. годом ранее.
Евгений Войтенков, совладелец автосалона "Олимп", склонен рассчитывать на пессимистичный сценарий развития событий, при котором падение продаж превысит даже 50%, а количество проданных машин вряд ли превысит 1,5 млн штук. "Рынок был очень придуманным – банки вселяли в людей слишком большие ожидания, провоцируя их на получение кредитов, сетует он. – Мне было не понятно, откуда взялось столько денег, хотя никто толком не работает".
Виталий Новиков, директор петербургского филиала группы Sollers, наоборот склонен смотреть на рынок более оптимистично: скорее минус 25%. "Пока что особого кризиса я не вижу. Авторынок в объемах может и не измениться – скорее изменится его структура. У нас по-прежнему живы основные секторы экономики, работает госзаказ, есть отрасли, которые кризис вообще не затронул, - полагает он. – Люди больше будет брать автомобили экономичные, дизельные, более бюджетные, с более скромными комплектациями, но в целом покупать не перестанут".
Прогнозы PricewaterhouseCoopers – серьезный индикатор для российского авторынка, однако не стоит забывать о том, что еще год назад компания прогнозировала продолжение роста продаж. Так, по мнению аналитиков компании годичной давности, к 2011 году объем рынка должен был достичь уровня минимум в 4,3 млн машин, а в стоимостном выражении – $96 млрд. В PricewaterhouseCoopers рассчитывали, что половину этой суммы составят кредитные машины.
Рынок автомобилей оказался на краю пропасти
ПО ТЕМЕ