Впервые за восемь лет аварийность в России пошла на убыль. Это довольно противоречивое событие, последствия которого можно оценивать по-разному. С одной стороны, меньше аварий означает меньше погибших и раненых, а с другой - у гаишников теперь появился новый мощный аргумент, чтобы усложнить жизнь автомобилистам.
Как пишет Lenta.ru, снижение числа дорожных аварий в 2008 году на 6,6 процента - хороший знак. Это означает, что за прошедший год примерно 15 тысяч машин остались целыми и невредимыми, более трех тысяч человек не расстались с жизнью, причем в ста случаях это могли бы быть дети.
Между тем, последние восемь лет уровень аварийности в России стабильно рос. Эксперты, как правило, придерживались двух точек зрения, объясняя ухудшение дорожной ситуации. Первая и основная, которую озвучивали правозащитники, - возможность водителей откупиться на дороге от любого нарушения (по этой причине, мол, и наказания не работают) и "распиливание" бюджетных денег, выделяемых ГИБДД и дорожникам на снижение аварийности. Вторая причина - чересчур мягкая редакция Кодекса об административных правонарушениях, принятая в 2001 году с подачи защитников прав автомобилистов Виктора Похмелкина и Леонида Ольшанского. О том, что кодекс привел к росту аварийности и смертности, неоднократно говорил экс-начальник ГИБДД РФ Владимир Федоров (ныне - сенатор от Карелии) и его коллеги.
Теперь получается, что гаишники были правы. Новая версия КоАП с большими штрафами, вступившая в силу поэтапно - в августе 2007 года, в январе и июле 2008 года, - серьезно изменила ситуацию. "Новые санкции действовали весь год, они сыграли свою профилактическую роль - никто с этим не спорит, - заявил заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин. - Но дело не только в кодексе. В прошлом году вовсю реализовывались мероприятия целевой программы по безопасности дорожного движения (утверждена Владимиром Путиным в 2005 году на шесть лет, бюджет около двух миллиардов долларов — Lenta.ru). Были построены новые пешеходные переходы, освещены новые дороги, установлены разделяющие барьеры на дорогах. Все это также способствовало уменьшению аварийности и смертности".
Где-то за городом
Интересно взглянуть на статистику аварийности и смертности по регионам. Понятно, что эффект от введения нового кодекса и реализации программы в разных областях не может быть одинаковым. Как пояснил Владимир Кузин, результат во многом зависит от финансирования в регионах, ведь часто местные власти субсидируют из собственных бюджетов меры по улучшению аварийности, добавляя "свои" деньги к тем, что выделены по федеральной программе. Из относительно крупных регионов лидерами по снижению аварийности в 2008 году стала Чеченская Республика (минус 23 процента по сравнению с 2007 годом), Сахалинская область (минус 16,8 процента), Вологодская область (минус 14,2 процента).
По снижению смертности в рекордсмены выбились Республика Карелия и Москва (минус 25,5 процента по сравнению с 2007 годом в обоих регионах), а также Московская область (минус 21,6 процента).
Москва не сразу строится
Любопытно, что Москва выделяется из общей толпы и по другим показателям. Например, в отличие от регионов, где снижается число ДТП, причиной которых послужило плохое состояние дорог, в столице этот показатель за минувший год увеличился на 62 процента. Нужно ли расценивать этот факт как ухудшение состояния дорог в Москве? Возможно. Но, скорее всего, столичные гаишники гораздо чаще, чем региональные коллеги при оформлении аварии указывают в документах состояние дорожного покрытия как причину ДТП. "Косвенно это является показателем хорошей работы Госавтоинспекции в Москве", - считает Владимир Кузин.
Отметилась столица и по числу аварий, совершенных пьяными водителями. В то время как в среднем по Центральному федеральному округу количество таких ДТП уменьшилось более чем на 15 процентов, в Москве число "пьяных аварий" снизилось всего на 2,7 процента. Получается, что столичные водители больше пьют, садятся после этого за руль и попадают в ДТП, но бороться с этим московские гаишники так и не научились. Похожая ситуация в Санкт-Петербурге (минус 2,7 процента ДТП с участием пьяных) и Лениградской области (плюс (!) 12,9 процента).
Радует лишь то, что в Москве такие аварии происходят все же довольно редко - за год было зафиксировано 213 ДТП с участием пьяных водителей, что составляет всего 1,9 процента от общего числа "пьяных" аварий по России и 1,6 процента от общего числа ДТП в Москве.
Обман зрения
Выходит, сотрудников ГИБДД можно похвалить за хорошие показатели работы в 2008 году. Целевая программа, по которой они работают, упирается в цифры - в ней четко прописано, насколько должна снизиться аварийность и смертность, в какие годы, и сколько выделяется на это денег. Слово "денег", очевидно, в этой цепочке ключевое.
Новый КоАП позволил спасти 15 тысяч жизней. По-крайней мере, об этом говорит статистика ГИБДД. Впрочем, данные ГИБДД проверить никак нельзя - ведь собирает их и публикует сама Госавтоинспекция. В прошлом году, к примеру, ведомство планировало подкорректировать методы ведения статистики. Не исключено, что это уже сделано, но никак не афишировалось, и именно поэтому статистические данные в 2008 году изменились в лучшую сторону.
ГИБДД, в принципе, немного лукавит, выставляя на показ только те данные, которые выгодны ей. К примеру, как только в стране начала падать аварийность, на сайте ведомства стали особо выделять изменение числа аварий и смертей в процентах. Раньше такого не было - на главной странице публиковались только голые цифры, а проценты нужно было выискивать внутри сложных таблиц.
Другой пример: подробные сведения о работе контрольно-профилактического отдела (который ловит гаишников-взяточников) Госавтоинспекцией никогда открыто не афишировались. Кое-какие цифры иногда звучат устно на пресс-конференциях: к примеру, в 2006 году, по словам Кузина, было заведено восемь уголовных дел на инспекторов ГИБДД. Но эта цифра кажется не очень убедительной, особенно с учетом того, что в том же 2006 году водители за нарушения были наказаны 47 миллионов раз. Создается впечатление, что гаишники по сравнению с автомобилистами – просто ангелы. Однако это не так: достаточно взглянуть на сайты региональных прокуратур, пестрящие сообщениями о наказаниях сотрудников ГИБДД за те или иные нарушения. Просто успехи гаишников в борьбе с взятками пока, мягко говоря, далеки от достижений в области снижения аварийности.
Ни дать, ни взять
Основные цифры 2008 года
Уменьшилось: На 6,6 процента - общее число аварий
На 10,1 процента - число погибших в ДТП
На 7,3 процента - число раненых
На 12,7 процента - число аварий с участием пьяных водителей
На 8,8 процента - число погибших в авариях детей
На 10,8 процента - число аварий из-за плохого состояния дорог
Увеличилось:
На 2,8 процента - число погибших в авариях в республике Мордовия
На 62 процента - число аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог в Москве
На 20 процентов - число аварий с участием автомобилей юридических лиц в Москве
На 13 процентов - число аварий с участием пьяных водителей в Республике Карелия
На 12,6 процента - число аварий с детьми в возрасте до 16 лет в Рязанской области
Как менялась аварийность в 2001-2008 годах в России:
Год | Прирост аварий | Прирост погибших в ДТП |
2008 | -6,6% | -10,1% |
2007 | 2% | 2,4% |
2006 | 2,6% | -3,6% |
2005 | 7,1% | -1,6% |
2004 | 11% | 7% |
2003 | 10,8% | 7,1% |
2002 | 12% | 7,5% |
2001 | 4,3% | 4,5% |
фотография с сайта gai.kaluga.ru