Автоперевозчики европейских стран с февраля будут платить за использование российских дорог. Такое беспрецедентное решение приняло правительство России. Оно вряд ли поможет отечественным перевозчикам (улучшатся ли русские дороги - пока вопрос), но может существенно осложнить жизнь иноземным автовладельцам – юристы насчитали в документе десятки нарушений и противоречий.
Формально сбор за использование российских дорог для водителей-иностранцев существует больше десяти лет – его ввели еще в июле 1998 года. Взиматься он может исходя из принципа взаимности – в отношении автовладельцев стран, которые ввели аналогичные меры против отечественных перевозчиков. Ожидая решение Евросоюза, Россия решила нанести упреждающий удар.
Инспекторы с большой дороги
Установлены и новые ставки дорожных сборов, и страны, автомобилисты которых обязаны их уплачивать при въезде в Россию. В список попала практически вся Европа, включая соседей: Финляндию, Эстонию, Швецию, Латвию и Литву, Польшу, Германию и даже далекие островные государства: Ирландию, Кипр и Мальту (как с них грузовики попадут в Россию, остается загадкой).
Так, платить должны все владельцы (в том числе-грузовиков с грузоподъемностью свыше 3,5 тонны). Ставка сбора – 385 рублей. Недельный сбор – 1154 рубля, месячный – 5000 рублей, годовой – 60 тысяч рублей.
У юристов принятое постановление вызывает удивление. Как пояснили журналисту «Фонтанки» в одном из объединений автоперевозчиков, закон изначально противоречит принципам международного права. Вводить сбор можно, только если такая мера применяется в отношении российских компаний иностранным государством.
Указали и на другие многочисленные противоречия. Например, как уплачивать сбор? Согласно постановлению, его взимает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Иностранным перевозчиком он уплачивается не позднее суток с момента въезда на территорию России. Так как на границе случаются длительные простои, возникает вопрос, о какой территории идет речь: таможенной или географической? Надо ли платить, когда автомобиль въезжает в Россию всего на одни сутки (то есть до того, как истекает срок оплаты)? Связаться с пресс-службой Росавтодора и выяснить позицию ведомства не удалось.
В постановлении указывается, что документом, подтверждающим уплату сбора, является специальная квитанция. Получается, что заранее уплатить соответствующую сумму безналичным путем нельзя – водитель въехавшего в Россию грузовика обязан в суточный срок найти банк и перечислить соответствующую сумму на счет Росавтодора. При въезде ему будут под расписку выдавать специальное уведомление, а на погранпереходах должны установить специальные информационные щиты. Без квитанции транспортная инспекция не выпустит автомобиль обратно.
Наш ответ Чемберлену
Ранее действующее и де-факто не применявшееся положение предусматривало дифференцированные тарифы в зависимости от категории и массы автомобиля. Например, владельцы легковых (из стран, применявших адекватные сборы) должны были платить 32 рубля в день или 125 в неделю, 370 в месяц, 1500 в год. Автобусы большой вместимости (более 40 мест) – 75 рублей в день, 300 в неделю и т.д. С грузовиков общей массой до 18 тонн взимался тариф в 50 рублей, от 18 до 28 тонн – 75, более – 100 рублей в сутки. То есть в среднем размер сбора увеличился в 5 раз.
Действующийфедеральный закон уравнивает иностранных и российских пользователей автомобильных дорог. В то же самое время правительство вправе вводить сборы в отношении стран, которые их взимают с российских автовладельцев.
Как пояснили в пресс-службе Министерства транспорта России, Евросоюзом уже приняты общие требования к системам взимания дорожных сборов. «Согласно требованиям, дорожные сборы устанавливаются в соответствии со стоимостью строительства, эксплуатации и развития инфраструктуры, – утверждают в Министерстве. – Члены ЕС могут изменять дорожные сборы в зависимости от количества вредных выбросов транспортного средства, времени суток, а также на определенных территориях при определенных условиях дорожные сборы могут быть увеличены, чтобы отразить особую чувствительность окружающей среды данной территории и обеспечить больший налоговый стимул уменьшить транспортную загруженность. В Европе за строительство и эксплуатацию дорожной сети платят пользователи автомобильных дорог, в том числе и российские перевозчики».
Но акт ЕС – только базовый документ. Пока российские автомобилисты бесплатно ездят как минимум в 12 из 29 стран, перевозчиков из которых с 1 февраля обязали оплачивать содержание российских дорог.
«Иностранные перевозчики бесплатно использовали дорожную сеть Российской Федерации – тем самым, им предоставлялся более благоприятный режим, чем для российских перевозчиков. Подобная практика не соответствует интересам России и принятым ею международным обязательствам. Учитывая, что Евросоюз в таких условиях не только не отказывается от взимания сборов с российских перевозчиков, но и планирует ввести подобные сборы на территории всех государств-членов союза, единственной мерой, позволяющей обеспечить недискриминационный принцип взаимоотношений с Евросоюзом, является введение аналогичных сборов для иностранных автомобильных перевозчиков, в том числе из Туркменистана и Швейцарии», – говорится в сообщение Минтранса.
Северный сосед
Для Санкт-Петербурга введение нового сбора – актуальная проблема. За день только через пропускной пункт «Торфяновка» проходит около 600 иностранных грузовиков, большинство из которых имеет финское «гражданство». Однако большинство перевозок по трассе Скандинавия осуществляют российские компании, трейлеры которых пока бесплатно пользуются сетью современных автомагистралей страны Суоми.
Еще в начале ноября Министерство транспорта и связи Финляндии обсуждало вопрос введения сборов с грузовиков за проезд по Финляндии, а также за их стоянку на парковочных зонах вблизи КПП Vaalima («Торфяновка»), Nuijamaa («Брусничное») и Imatra («Светогорск»). Финны рассматривали эту меру как ответ России на планируемое повышение вывозных таможенных пошлин на круглый лес, от импорта которого существенно зависит лесопромышленный комплекс Финляндии. Решение вопроса о введении сборов с грузовиков отложено до 2010 года.
Павел Нетупский,
фото Бориса Панасюка