Новогоднее подорожание коммерческого транспорта никого уже не удивляет. Людей интересует лишь: когда и на сколько. В этом году это случилось чуть позже, чем в прошлом — не 2, а 4 января. Пионером в смене ценников по традиции стала компания «Питеравто». Следом цифры «перерисовали» и в автобусах других крупных и мелких перевозчиков. Стоит отметить, что в этот раз подорожание коснулось всех, даже так называемых «нелегалов».
Например, маршрутка К-335 от метро «Московская» до Расстанного переулка теперь стоит 16 рублей. Удобных «десятирублёвок», преимущественно ГАЗелей, в спальных районах также не осталось. Теперь в лотках водителей позвякивает мелочь, и расчёты стали более длительными. «Нелегалы» на Невском проспекте предлагают прокатиться в своих автобусах за 20 рублей – на 2 рубля дороже, чем в муниципальном транспорте, и при этом на их услуги есть спрос. Куда сильнее ударило по кошельку подорожание на магистральных маршрутах, проходящих через несколько районов. Теперь за одну поездку приходится выкладывать 26 рублей. В отличие от метро подготовиться к подорожанию проезда в маршрутках, закупившись жетонами или пластиковыми картами, нельзя. Корреспондент «Фонтанки» попытался выяснить, что же побудило перевозчиков вновь поднять цены на проезд.
В компании «Питеравто» сообщили, что увеличение стоимости проезда на коммерческих маршрутах ООО связано, во-первых, с подорожанием импортных запчастей из-за роста курса доллара и евро. В настоящее время отечественные транспортные средства на 30-40 процентов комплектуются из зарубежных деталей. Во-вторых, дополнительные средства планируется выделить на закупку импортного оборудования для обслуживания и ремонта автобусов. В-третьих, рост тарифов связан с изменением процентных ставок по лизингу. Кроме того, увеличение оплаты за проезд вызвано общим ростом тарифов в транспортной сфере.
Такие заявления довольно интересны, если учесть, что в 2008 году компания значительно обновила парк подвижного состава, закупив около 600 автобусов КАВЗ «Аврора» и более 60 ЛиАЗов. Да, при этом в парке компании есть относительно старые ЛиАЗы, закупленные к предыдущему конкурсу, их состояние действительно плачевно. Безусловно, очень много комплектующих в этих автобусах импортного производства. Вот только вряд ли там что-то ломается так часто. По неофициальным данным, двигатели, даже китайского производства, весьма и весьма надёжны и способны долгое время работать без ремонта.
Заместитель директора ОАО «Третий парк» Михаил Богданов прокомментировал ситуацию с подорожанием следующим образом. По его словам, кроме бензина в стране не подешевело больше ничего. Снижение же стоимости топлива всего на рубль не может покрыть других расходов, которые выросли на 20 и более процентов. В частности, компания продолжает расплачиваться по лизинговым соглашениям, ставки по которым в связи с кризисом увеличились. Кроме бензина и солярки автобусам требуются и другие горюче-смазочные материалы, цены на которые также за прошедшие полгода не снижались. Даже банальные коммунальные расходы с 1 января увеличились на 25%, а ведь автотранспортное предприятие - это не только автобусы, но и водопровод, электричество и отопление офисных и производственных помещений. Даже элементарный ангар, где обслуживают автобусы, необходимо отапливать и освещать. Поэтому снижение цен на топливо просто не может перекрыть всех этих потерь, хотя, по мнению многих, и является самым ключевым в ценообразовании. Немаловажен тот факт, что первым инициатором повышения тарифов на проезд выступил комитет по транспорту.
Ещё один источник в транспортной сфере, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что в нынешней ситуации комитет по транспорту виноват больше всего. По мнению источника, чиновники больше занимаются шоу-проектами, которые могут произвести впечатление на вышестоящих чиновников, нежели текущими проблемами. Результатом всего этого и является постоянный рост стоимости проезда.
Что ж, в этих словах есть зерно истины. В городе до сих пор реализовано лишь два проекта, которые позволили создать конкурентоспособный муниципальный общественный транспорт – это Лиговский проспект и проспект Просвещения. Скорость сообщения, а также регулярность движения и интервал создали все предпосылки для того, чтобы пассажиры пересели из маршруток в трамваи и автобусы. И если проект Лиговского проспекта получил своё продолжение в виде реконструкции Бухарестской улицы, благодаря чему теперь путь на трамвае от метро «Лиговский проспект» до проспекта Славы занимает всего 30 минут, то все остальные проекты пока остались замороженными. В том же Купчино многие направления обслуживаются, прежде всего, маршрутками, поскольку интервалы в движении автобусов составляют 30 и более минут. Некоторые направления вообще не рассматриваются комитетом по транспорту как перспективные, а вот коммерсанты прекрасно видят, куда нужно добраться людям и где можно извлечь прибыль.
В отличие от муниципального транспорта маршрутки имеют чёткий интервал движения, который устраивает и пассажиров, и перевозчиков. У последних для каждого автобуса существует определённый план, который машина должна «привезти». Как правило, далее водители уже сами договариваются, с каким интервалом они будут работать, чтобы собрать наибольшую прибыль. При этом фактически не соблюдаются договорённости с комитетом по транспорту, и на маршрут выходит большее количество коммерческих автобусов, чем прописано в договоре. Вполне понятно, что они собирают всех платёжеспособных пассажиров на данном направлении, зачастую даже тех, кто имеет единый многоразовый проездной билет, но не силы дождаться муниципального автобуса, в котором он действует. В результате сборы на муниципальном транспорте сокращаются, и он давно уже превратился в транспорт для неимущих и студентов. В свою очередь, снижение доходов заставляет комитет по транспорту поднимать стоимость проезда, чтобы сократить расходы бюджета. Но муниципальных автобусов и троллейбусов на дорогах больше не становится. В свою очередь это приводит к очередному подорожанию маршруток, коммерсанты даже за большую цену будут возить то же количество пассажиров, поскольку больше ехать не на чем.
К слову сказать, в Москве тоже достаточно высокая стоимость проезда. Однако при этом увидеть на дорогах коммерческие автобусы в том же количестве очень сложно. Если же рассматривать многоразовые билеты от ГУП «Мосгортранс», то стоимость проезда аналогична питерской, а автобусы и троллейбусы ходят с завидной регулярностью. В таких условиях московским коммерсантам не создать конкуренции на основе лучших интервалов движения, чем у муниципального транспорта. Сделать же цену ниже проезда на муниципальном транспорте нельзя уже по экономическим соображениям. Впрочем, не обходится и без железной руки «Мосгортранса», который контролирует выручку на муниципальных маршрутах, и, в случае ее снижения, приказывает сократить количество и без того немногочисленных маршруток.
Иными словами, без проведения жесткой политики в транспортной системе Петербурга и создания условий, в которых муниципальный транспорт будет реально конкурентоспособен, дешёвый всеобщий регулируемый тариф городу не светит. Не стоит горожанам надеяться и на то, что подорожание маршруток в начале января будет единственным в этом году.
Владимир Фёдоров,
Фонтанка.ру
"Зарубежные детали" подорожания маршруток
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ