18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
17:08 19.12.2018

С новым «Петербургом»!

7 января в ЦВЗ «Манеж» открылась ежегодная выставка «Петербург». Шестнадцатая по счету. Здесь все по-прежнему: 500 художников, каждый из которых, будь он мэтр или молодой-начинающий, показывает лишь одну работу, созданную в ушедшем году. Ну что, в самом деле, заставляет публику каждый год «тащиться» сюда? Критики яростно ругают выставку за традиционность, нежелание следовать моде, развлекать и завлекать. Зрители любят ее именно за это.

С новым «Петербургом»!

Михаил Садчиков

7 января в ЦВЗ «Манеж» открылась ежегодная выставка «Петербург». Шестнадцатая по счету. Здесь все по-прежнему: 500 художников, каждый из которых, будь он мэтр или молодой-начинающий, показывает лишь одну работу, созданную в ушедшем году. Мороз, гулкий холодный «Манеж», где и пальто-то снять страшно. А на потертых стенах, много лет не знающих ремонта, живопись. Ну что, в самом деле, заставляет публику каждый год «тащиться» сюда? Критики яростно ругают выставку за традиционность, нежелание следовать моде, развлекать и завлекать. Зрители любят ее именно за это.

Кризис повлиял лишь на размеры картин, но не на сюжеты

Как вспоминает бессменный куратор «Петербургов» Лариса Скобкина, началось все еще в прошлом веке, в далеком 93-м. Время, если помните, было похуже нынешнего, тяжелое для многих, но для художников особенно. Материалы подорожали – работы подешевели (точнее, не покупались вовсе). Выставок стало много, но зрители их не посещали. Ощущение невостребованности, «выброшенности» из жизни заставило многих мастеров делать нелепые попытки приспособиться к рынку, создавая работы «на потребу». Тогда-то и родилась идея «Петербурга» - выставки творческих работ, не рассчитанных на конъюнктуру. И эта идея жизнеспособна до сих пор.

По словам Ларисы Скобкиной, пока она эту идею не оставляет и ничего менять в выставке не собирается. «Петербург» меняется постепенно, естественно, как живое существо. «Увы, сейчас особенно заметно, сколько за прошедшие 16 лет ушло из жизни великих, как это ясно уже, художников, которые были гордостью петербургского искусства. Молодые же таланты не появлялись. Но в этом году какая-то вспышка энергии. На выставком приходило столько молодежи, что я глазам не могла поверить. Просто толпы, с талантливыми работами, не спекулятивными, не на злобу дня, а выполненными в хороших традициях петербургской школы.

Могу сказать, что в Петербурге по-прежнему наиболее сильна живописная школа, и сейчас, в последние годы, набирает обороты фотография. Мы показываем в рамках выставки работы фотографов уже седьмой год, куратор проекта все семь лет — Ольга Корсунова.


В этом году среди участников - десять китайцев. Все они учатся в Академии художеств, работы крепкие, профессиональные», — говорит Лариса Скобкина.

Действительно, китайские художники — очень серьезные молодые люди и девушки, державшиеся вместе, бродили по выставке, внимательно рассматривая работы коллег и фиксируя на фотопленку то, что особенно заинтересовало.

Самый животрепещущий вопрос - отразился ли в творчестве художников глобальный кризис? Пока можно заметить лишь некое предчувствие экономического коллапса: картины стали маленького размера, монументальных полотен большого формата почти нет. В темах же и сюжетах пока почти нет мрачных, агрессивных работ…

Глобальная сеть воспаленных нервов

Хотя была одна, отвергнутая куратором. Это картина с говорящим названием «Остров мертвых», написанная художником, который скрывается под ником из трех шестерок. «Я не взяла эту работу, потому что слишком в ней много было мрака и злобы, — рассказывает Лариса Скобкина.— Из-за этого в Интернете художник устроил истерию с призывом "убить куратора Скобкину" и пообещал нанять для этой цели киллера».

Итак, чернушный «Остров мертвых» не взяли, но все же нельзя сказать, что совсем нет работ, отражающих мрачные настроения творцов. Вот «Метро» Георгия Ковенчука. Вроде ничего особенного не происходит, и даже никакой привычной петербургским пассажирам давки. Просто эскалатор едет вверх, а на нем черный силуэт припозднившегося пассажира. Ощущение жути создает зловещий красный цвет, заливающий полотно. Мрачновата и работа Алексея Кирьянова «Последний портрет»: голова человека, завернутая в пластиковый пакет. Небольшая инсталляция Любови Добашиной «Средства коммуникации» представляет хитросплетения электрических и телефонных проводов, опутавших мир, словно глобальная сеть воспаленных нервов.

Благостное и приторное новогоднее настроение, которое усиленно внедряется в коллективное сознание с помощью рекламы, телепередач, елочек, огней и всевозможных шоу, нарушает и картина Николая Теплого «Смерть на Новый год», посвященная памяти Иосифа Бродского - вихрь тумана, снега и мерцающих бледных огней.

Сладкая жизнь

Но преобладают все же работы вполне оптимистические. Висящая в аванзале огромная картина Виктора Тихомирова называется «Конфеты». На полотне — красивый белый медведь. Зрители недолго гадали, почему «Конфеты», вспомнив «Мишку на Севере». И тут, как по заказу, подошел сам автор с мешком «Мишек», и щедрой рукой рассыпал их под своим произведением. На вопрос обозревателя «Фонтанки», не хочет ли художник таким образом подсластить жизнь в суровую годину кризиса, Тихомиров ответил, что лично он всегда был и остается оптимистом и никаких кризисов не боится. Потому что много чего умеет, помимо создания картин и фильмов: колоть дрова, добывать себе пищу... Сюжет же картины каждый волен понимать так, как ему нравится. Вспоминать о конфетах. Или о президенте Медведеве. Или думать об Арктике, дохнувшей на Европу морозами…

Дань уважения великому испанцу

Все же хорошо, что «Петербург» не ограничивает художников ни по темам, ни по жанрам, ни по стилям. Каждый может найти работы по своему вкусу. Даже если это будет всего одна работа, не зря вы шли по морозу.

Я лично всегда первым делом ищу работу Владимира Шинкарева. Если кто не знает, Шинкарев—создатель и идеолог «митьков», в последнее время сам отошедший от им же придуманной эстетики, а в прошлом году и вовсе публично объявивший о выходе из группы. В «Петербургах» он давно уже участвует не как «митек», а сам по себе. И всегда его картины становятся энергетическим центром притяжения. Будь это петербургские пейзажи, где чаще всего изображены спальные районы, неприглядные депрессивные кварталы с дешевыми «панелями» и «хрущобами», которые у него, вот странность какая, выглядят… эмоционально и духовно. Или работы из серии «Всемирный кинематограф», где художник с любовью перебирал кадры из своих любимых фильмов (на одном из «Петербургов» показывал «Рокко и его братья»).

На этот раз Володя Шинкарев показал… «Менины». Это написанная в золотистых тонах, мерцающая, как драгоценность, картина - хоммаж знаменитому полотну великого испанского живописца XVII века Диего Веласкеса. Самое интересное, что эта картина - единственная из недавно написанной им серии «Живопись нового времени», которая осталась у художника. Остальные двадцать были приобретены оптом швейцарским галеристом и, согласно контракту, никогда не будут показаны в России.

По словам самого Шинкарева, она может стать в будущем экспонатом выставки «Менины», которую задумали сделать известные художники Анатолий Белкин и Владимир Духовлинов. Там будут, разумеется, всевозможные интерпретации одной из самых известных картин в истории мировой живописи.

Не в деньгах счастье

Все вместе новые работы таких разных художников сливаются в некую гиперкартину, фиксирующую изменчивую жизнь в определенный момент времени. «Петербург-2008» - наша жизнь на фоне расползающегося кризиса. Среди художников далеко не все воспринимают его трагически. Общество потребления, которое сформировалось в России в последние годы, творческим людям никогда не было по душе. «Может быть, мы станем человечнее, начнем читать книги и ходить в музеи и на выставки, а не по магазинам», — надеются художники.
«Художник—это человек, производящий вещи, которые людям не нужны, но отчего-то уверенный, что осчастливить мир подобными штучками - отличная мысль», — говаривал Энди Уорхол.

Однако то обстоятельство, что «Петербург» вот уже много лет остается самой посещаемой выставкой в «Манеже», доказывает, что даже мудрый Уорхол не всегда был безоговорочно прав.

Зинаида Арсеньева,
Фонтанка. ру

P.S.: В этом году «Петербург» продлится всего лишь 11 дней. Потому программу пришлось сократить. И все же будет показ фотофильмов молодых фотографов (10 января, с 15 до 18); перфомансы (11 января, с 15 часов); поэтические чтения (17 января, в 16 часов); теоретическая конференция (18 января, в 16 часов).

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор