Автовозы встали в многокилометровую очередь... за старым годом. С финской стороны перед пунктами пропуска машины растянулись более чем на 40 километров. Все они спешат пройти таможенное оформление по старым пошлинам и ругают таможню, которая якобы «придерживает» очередь. Перевозчики даже пошли на крайние меры — перекрыли дорогу. 47News попытались разобраться в ситуации.
Недалеко от пункта пропуска «Торфяновка» автомобилисты около 11.30 перекрыли трассу в оба направления. Через какое-то время появились сведения, что это не просто автолюбители, а те, кто занимается коммерческим перегоном, и они недовольны повышением пошлин на ввоз иностранных автомобилей. Через час после переговоров с представителями таможни и правоохранительных органов путь был вновь очищен. Однако проблема так и не снята.
По словам очевидцев, которые накануне ехали из Петербурга в Финляндию, а затем обратно, в Светогорске и «Брусничном» вереница из автовозов растянулась на 40 километров вглубь сопредельного государства. При этом трудно проехать и обычным легковушкам — на подъездах к границе всего две полосы движения, обочины занесены снегом и не очищаются, поэтому большегрузные машины занимают практически целую полосу, для всех остальных - другая, где вынуждены разъезжаться как легковушки, так и автобусы. В итоге небольшой отрезок в несколько десятков километров приходится преодолевать часами.
Дальнобойщикам не слаще - некоторые стоят перед границей по двое суток. Как рассказывают водители, которые в последние дни пытаются проехать через «Брусничное» и Светогорск, за сутки на пункте пропускают всего 20-40 автомобилевозов и порядка 40 частников, «гоняющих» иномарки. В «Торфяновке», видимо, «взбунтовались» именно последние — для крупных перевозчиков этот пункт пропуска решением руководства СЗТУ закрыт уже почти год. При этом, по данным водителей, таможня может пропускать от 100 до 140 машин.
Если полагаться на расчеты, которые активно обсуждают во всемирной паутине, то можно прикинуть примерное количество машин, которые застряли по ту сторону границы: автовоз — около 20 метров, тягач — 7, плюс дистанция, итого по 50 метров на фуру. На километр — 20 фур, на 40 километров — порядка 800 машин, в каждой из которых до 10 автомобилей. При этом учтем сроки прохождения границы только для тех, кто уже выехал из портов, из расчета 40 фур в сутки. В результате выходит, что 8000 покупателей в России будут томиться в ожидании заказанных иномарок лишних 20 суток. Впрочем, таможенники заверяют — пропускная способность не снижена и ничем не сдерживается.
Ситуацию эту можно было спрогнозировать заранее — уверены в СЗТУ. И уже не раз руководство Управления выходило с предложением изменить логистические схемы и перейти на другие виды транспорта, в частности на морской и железнодорожный. Если с товарными составами более-менее понятно — железная дорога действительно практически не загружена, хотя и имеет необходимое оборудование для перевозки машин в специальных «сетках» и вагонах, то с морскими перевозками есть ряд сложностей. Порт Усть-Луга активно популяризируется как один из путей доставки машин, однако ситуация с открытием там таможенного пункта пропуска все также остается туманной: помещения для сотрудников Кингисеппской таможни готовы, но до сих пор объект не приняла межведомственная комиссия, так что обработка судов, приходящих из заграничных портов, попросту невозможна.
Основная причина нынешнего ажиотажа - даже не сезонный наплыв перевозчиков, спешащих завершить все запланированные сделки до наступления нового года, а повышение ставок ввозных пошлин. С первого января автомобили иностранного производства будут поставлять в Россию с уплатой 5%-ной пошлины для абсолютно новых иномарок и 10%-ной — для подержанных. Причем изменено и само понятие подержанной машины, если раньше под ним подразумевались все машины, включая «семилеток», то теперь «возрастной ценз» снижен до пяти лет.
Даже несмотря на то, что сегодня в Благовещенске во время встречи с губернатором Приморского края директор ФТС России Андрей Бельянинов пообещал до 11 января 2009 года проводить таможенное оформление иностранных автомобилей по старым пошлинам, в СЗТУ перевозчиков не спешат обнадеживать. «Пока работаем в прежнем режиме с переходом на новые пошлины с первого января, иных распоряжений не поступало», говорят в пресс-службе Управления.
Похоже, пока ни у одной стороны нет точного рецепта, как преодолеть сложившуюся конфликтную ситуацию. Меж тем, финские порты перешли на усиленный режим работы — машины отгружают даже в выходные и праздничные дни. Так что в очереди к границе ожидается пополнение.
Ксения Потеева
На границу автовозы едут хмуро
ПО ТЕМЕ