Министерство транспорта РФ готовит радикальную программу для трудоустройства граждан, потерявших работу из-за кризиса. Минтранс совместно с регионами придумали, как привлечь таких людей к общественным работам по строительству дорог. Как заявил «Фонтанке» глава комитета по труду и социальной защите городского правительства Александр Ржаненков, идею приняли и в Петербурге. Программу разрабатывает комитет по занятости.
Как заявил 10 декабря министр транспорта Игорь Левитин, у Минтранса появилась «уникальная возможность дать таким людям работу». Программа будет в ближайшее время предложена правительству РФ. По словам Левитина, министерство «будет реагировать на те регионы, где большое количество людей, у которых проблемы с поиском работы». Для того, чтобы перебрасывать на организацию общественных работ субсидии из федерального бюджета, в законодательство предстоит внести изменения.
В официальных выступлениях чиновники уверяют: проблем с безработицей в городе на данный момент нет. Так, по словам Александра Ржаненкова, хотя сокращения и начались, но у многих, видимо, был какой-то запасной аэродром, которым они воспользовались, а кто-то еще живет на положенную при увольнении двухмесячную зарплату. При этом комитетом по занятости программа антикризисных мер в сфере труда и занятости уже разработана. Суть ее в том, чтобы привлекать людей, оставшихся без работы, на реализацию городских инфраструктурных проектов, в частности, на строительство дорог.
Правда, председатель комитета Павел Панкратов уже заявлял в СМИ, что надеется - применять ее в ближайшее время не будет необходимости: по его данным, уровень общей безработицы в Петербурге 2,2% - что до сих пор ниже среднеевропейского показателя 5,8-7,5%. Позаботится комитет по занятости и о тех, кто не имеет квалификации в строительной сфере. При необходимости, человека могут переобучить в профильном вузе, соответствующие договоренности с руководителями высших учебных заведений уже достигнуты.
По словам Ржаненкова, Министерство транспорта пока не дало никаких конкретных объектов, по которым будут предложены субсидии федерального центра для задействования безработных, но у Петербурга, в принципе, есть своя практика организации общественных работ. Ранее, конечно, она была больше связана с сезонными работами для студентов и с работой для инвалидов. В любом случае, вся информация от компаний, которым нужны руки, будет стекаться в центры занятости.
Надо заметить, что идея совместить приятное с полезным, то есть решение проблем безработицы и проблем дорожной сети, совершенно не новая. Применялась она, например, в Америке — во время большой депрессии. В 1933—1939 гг. в США этим занимались две организации: Администрация гражданских работ (СВА) и Администрация общественных работ (PWA). Первая - строила дороги, мосты и каналы по большей части в необжитых и труднодоступных районах штатов. На работах было задействовано около 3,3 миллиона людей.
В то же время и той же идеей воспользовалась и гитлеровская Германия. Там так называемые ABM (arbeitsbeschftigungsmanahmen - дорожно-строительные отряды) строили автобаны. Отряды действительно создавались из безработных, благодаря чему безработица была ликвидирована (по крайней мере - на бумаге).
Как прокомментировал «Фонтанке» вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров, «с тех пор ситуация изменилась. Теперь на дорожное строительство требуется опытный, владеющий современными технологиями персонал. Обучение же уволенных с других потребует много времени. Я считаю, что в современных условиях логичнее привлекать оставшихся без работы на ремонт жилого фонда. Во-первых, на эти работы можно задействовать много людей. А во-вторых, может получиться и воспитательный эффект. Люди, которые вложат свои силы в ремонт парадных, научат своих детей не разрисовывать стены из баллончиков».
Кстати, петербургские бизнесмены уже высказывали свои предложения по возрождению такой «антикризисной» стратегии. Так, на прошлой неделе, комментируя возможные пути выхода из финансовой ямы, акционер компании «Петрополь» Алексей Редозубов сказал: «Причины кризиса кроются в общем спаде спроса. Сейчас нужно создать условия для занятости – размещать на предприятиях госзаказ, организовывать масштабные дорожные, инфраструктурные стройки. Платить людям хорошую зарплату, которую они будут тратить на товары».
Отметим, как заявил 10 декабря на Общественном совете Петербурга вице-губернатор Михаил Осеевский, в Петербурге в неделю без работы остаются около 1 тысячи человек. Однако 11 декабря глава комитета по занятости Павел Панкратов заверил: еженедельно служба занятости трудоустраивает 2-3 тысячи человек при 70 тысячах свободных вакансий. А в связи с кризисом город совместно с вузами вскоре запустит программу переподготовки уволенных сотрудников по специальностям, на которые есть спрос.
Справка: По данным комитета по занятости города, за январь-ноябрь 2008 года в петербургскую Службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 225,4 тысяч граждан, 149,5 тысяч человек из которых нашли работу, что на 5,3% больше численности трудоустроенных в январе-ноябре 2007 года
За январь-ноябрь 2008 года в городе на Неве несколько снизилась потребность в кадрах на предприятиях и в организациях различных форм собственности, что нашло отражение в банке данных вакансий Службы занятости. За одиннадцать месяцев число заявок составило 317,3 тысяч человек и по состоянию на 30.11.2008 в Службе занятости имелась информация о 80,8 тысяч вакантных рабочих мест. Наибольший спрос сформировался на обрабатывающих производствах, в организациях оптовой и розничной торговли и ремонта, на транспорте и в связи.
Практически все вакансии (92,9%) заявлены с заработной платой выше прожиточного минимума (5299,9 руб.). В структуре спроса преобладают вакансии для рабочих (71,0%). Наиболее востребованными профессиями являются: подсобный рабочий, водитель автомобиля, повар, уборщик производственных и служебных помещений, маляр; среди служащих - охранник, медицинская сестра, менеджер, инженер, кассир. Средняя продолжительность нахождения вакансии в банке данных Службы занятости составила 2,7 месяца.
Михаил Гончаров,
Маша Могилевская,
Мария Цыганкова
Фонтанка.ру
Безработных - на дорогу
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ