Во вторник в мировом суде Калининского района рассматривалось дело о ДТП. Обстоятельства этого ДТП и виновник были известны с самого начала: непонятно было, кто должен платить за ущерб. Делать выплаты отказывается как водитель, имевший на момент совершения аварии полис ОСАГО, так и страховая компания, в которой он застраховал свою автогражданскую ответственность. Всему виной – расхождения в сроках исковой давности.
В августе 2005 года петербуржец Андрей Орлов на своей «Газели» поцарапал чужую Mitsubishi. Произошло это во время маневрирования в дворе. Были вызваны ГИБДД, страховые комиссары, написаны заявления, пройдено дознание. У владельца иномарки была КАСКО, у «газелиста» - ОСАГО. Получалось, что хозяин Mitsubishi получит деньги в страховой компании (таковой оказалась «РЕСО-Гарантия»), а РЕСО в свою очередь может получить ту же сумму с «Прогресс-Невы», в которой Орлов получил свой полис ОСАГО. Ситуация обкатана тысячи раз.
Гром грянул три года спустя. Орлову пришла повестка в суд, а на суде выяснилось, что он, виновник аварии, должен заплатить «РЕСО-Гарантии» 53 тысячи рублей в порядке суброгации. Это явление распространенное, и компании, выплатив деньги по КАСКО, обычно пытаются получить их с виновника ДТП, если у того не было полиса. Но у Орлова он был.
- Я пожал плечами и посоветовал вести переговоры с «Прогресс-Невой» или ее преемником – «Ренессанс-страхованием». Тут и выяснилось, что срок исковой давности в делах о страховании автогражданской ответственности исчисляется двумя годами. А срок давности в обычном гражданском судопроизводстве – тремя. Компания РЕСО якобы проспала то время, когда могла обратиться с претензией к своим коллегам, но спохватилась, когда еще можно было получить деньги с меня, - рассказывает Орлов.
В 2006 году аналогичный случай произошел с другим водителем - Антониной Елисеевой. И наверняка еще со многими, просто о них нигде не сообщалось. У Елисеевой тоже было ОСАГО, а пострадавшая машина имела КАСКО в «РЕСО-Гарантии». Конфликт пришлось решать в суде. Елисеева проиграла свое дело в мировом суде, но в районном выиграла. Платить деньги ей не пришлось.
«После этого случая ко мне обращались люди, у которых требовали деньги тем же способом. Кто-то выигрывал суд, кто-то нет», - рассказала Антонина. Бывали подобные случаи и в других регионах. Судьба водителей, ставших должниками, зависела от настроя судьи и от того, насколько энергично вели себя страховые компании и они сами.
Андрей Орлов успел побывать на пяти заседаниях и добился-таки, чтобы компанию, продавшую ему полис ОСАГО, признали соответчиком. Это была его победа, правда, не окончательная: все равно только суд должен был решать, кто платит по счету.
- Против того, чтобы компания «Прогресс-Нева» (теперь «Ренессанс Страхование») стала соответчиком, выступали не только представители «Прогресса». «РЕСО-гарантия» возражала тоже! – рассказывает Орлов. – Я был поражен: какая им, казалось бы, разница, откуда они получат эти 50 тысяч? Конечно, я подозревал сговор. Вы бы видели, как общались перед залом суда две адвокатессы из этих компаний – как задушевные подружки. Правда, представители РЕСО перестали ходить на заседания, когда стало известно, что «Прогресс-Нева» тоже привлекают.
Добавим, что у каждого автомобилиста, вынужденного отстаивать свои права при таком иске, имеется своя тактика. Андрей выбрал сложный путь: он стал доказывать, что срок давности должен исчисляться с того дня, когда пострадавший – компания «РЕСО-Гарантия» – узнала об ущемлении своих прав, то есть с момента, когда она выплатила пострадавшему всю сумму за ремонт. А произошло это спустя 9 месяцев после аварии. Кроме того, в деле были подшиты документы о том, что соответствующая претензия все-таки была направлена в «Прогресс-Неву» - и там ее приняли к рассмотрению еще до истечения двухлетнего срока.
Процесс еще не закончился, но теперь у Орлова есть шансы, что суд решит дело в его пользу.
Еще год-другой – и такие иски сойдут на нет. Осенью 2007 года, после череды похожих скандалов, Госдума внесла поправки в 966-ю статью Гражданского кодекса и уравняла сроки давности при обычных исках о причинении ущерба и в делах, «вытекающих из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц». Так что сейчас по судам проходят те автолюбители, которые попали в ДТП до ноября прошлого года.
Нина Астафьева,