18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
08:19 14.11.2018

Книжный экстремизм, или Кто за ценой не постоит

Писатель Леонид Юзефович гордится своим документальным романом «Самодержец пустыни», посвященным судьбе барона Унгерн-Штернберга. На создание романа ушли годы кропотливой архивной работы, так что нетрудно представить реакцию автора на случайно обнаруженный «пиратский» выпуск его произведения - под одной обложкой с национал-патриотическим «коллегой по творческому цеху». По этому поводу Леонид Юзефович написал письмо в редакцию "Фонтанки".

Книжный экстремизм, или Кто за ценой не постоит

historialis.com

Из всего литературного багажа историка и писателя Леонида Юзефовича широкой публике в первую очередь известен его сценарий к популярному телесериалу Владимира Хотиненко «Гибель империи». Между тем сам Юзефович прежде всего гордится своим документальным романом «Самодержец пустыни», посвященным судьбе барона Унгерн-Штернберга.

В этой книге через мемуары, воспоминания, письма и архивные документы автор пытается раскрыть феномен Унгерна - странной и противоречивой личности, человека, в душе которого, по выражению Юзефовича, «уживались и демоны, и ангелы». На создание романа ушли годы кропотливой архивной работы, так что совсем нетрудно представить себе реакцию автора на случайно обнаруженный «пиратский» выпуск его произведения. Да еще и с сомнительным соседством под одной обложкой с национал-патриотическим «коллегой по творческому цеху». По этому поводу Леонид Юзефович написал письмо в редакцию «Тайного советника».

«Обычно писатель, впервые беря в руки свою только что изданную книжку, испытывает приятное волнение, но на этот раз при виде свежего издания моей старой книги «САМОДЕРЖЕЦ ПУСТЫНИ. Феномен судьбы барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга» я испытал совсем другие чувства. Книга попала ко мне совершенно случайно, никто не извещал меня, что собирается ее переиздать, никакого договора я не подписывал и гонорара, естественно, не получал, хотя, например, в Москве, в книжной лавке при музее В. В. Маяковского на Мясницкой, она продается по 196 рублей за штуку. Впрочем, бог с ним, с гонораром! Неприятнее всего для меня было то, что на последней странице после оглавления обнаружилась реклама другой книги - сочинения В. Ю. Попова «ВОЗВРАЩЕНИЕ РУСИ (На пути к Русскому государству)», выпущенного под маркой не известного мне издательства «Наследие предков». Здесь же помещена фотография автора в рубашке, как у штурмовика, с характерной косой челкой на отнюдь не сократовском лбу, усиками под Гитлера и устремленным вдаль многообещающе сощуренным взглядом. Антураж не оставлял сомнений в том, какого рода идеалы исповедует этот малый. Рядом указывался адрес (разумеется, до востребования), по которому желающие могут заказать его труд, рекомендуемый «для всех политически активных русских людей» и несущий в себе «важнейшее качество - искренность». Все это навело меня на мысль, что автор «Возвращения Руси» и пиратский издатель моего «Самодержца пустыни» - одно лицо.

Забравшись в Интернет, я узнал, что указанный Попов Владимир Юрьевич является «верховным правителем» некоей «Русской республики». Это бы еще куда ни шло, такого рода маргиналами у нас никого не удивишь, но, как выяснилось, именно «прокуратура» этой балаганной «республики» приговорила к смерти известного ученого-этнографа и антифашиста Николая Гиренко, убитого в 2004 году в Санкт-Петербурге. Сам «приговор» и публикации клюнувших на приманку журналистов оказались всего лишь ловким пиар-ходом «верховного правителя», тем не менее издание моей книги под маркой этой фирмы меня, мягко говоря, не порадовало.

Барон Унгерн давно является любимцем наших правых радикалов - не в последнюю очередь потому, что приказал уничтожить всех евреев, живших в столице Монголии. Я честно пытался разобраться в феномене этого неординарного человека, о котором к началу 90-х годов, когда вышла моя книга, у нас мало что знали. Позднее мне пришлось в очередной раз убедиться, что история - не кочан капусты, где, срывая листья один за другим, можно в конце концов добраться до кочерыжки. Советский миф об Унгерне как «сумасшедшем бароне» сменился не правдой истории, а новым мифом - о рыцаре без страха и упрека, светоче арийской мудрости и образце всех возможных добродетелей. Не только умеренные евразийцы, но и откровенные наци сделали барона своим кумиром, а неоязыческая «церковь Нави» даже ввела его в пантеон бессмертных.

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Отчасти, может быть, благодаря моей книге Унгерн сделался популярным персонажем. Ныне это герой бульварных газет, компьютерных игр и диковатых сект, объявляющих его своим предтечей. Когда-то я смотрел на него как на побежденного в неравном бою, теперь он взирает на нас с высоты своей посмертной победы и славы. Я видел в нем трагическую фигуру, теперь он превратился в лубок.

Его поклонникам я хотел бы напомнить мои слова о нем: «Одним из первых в нашем столетии Унгерн прошел тот древний путь, на котором странствующий рыцарь неизбежно становится бродячим убийцей, мечтатель - палачом, мистик - доктринером. На этом пути человек, стремящийся вернуть на землю золотой век, возвращает даже не медный, а каменный».

Тайна Унгерна, если она существует, - это тайна нас самих, разрываемых между желанием восхищаться героем и чувством вины перед его жертвами; между надеждой на то, что добро приходит в мир путями зла, и нашим опытом, говорящим о тщетности этой надежды; между утраченной верой в человека и преклонением перед величием его дел; наконец, между нашим неприятием нового мирового порядка и пугающим ощущением близости архаических стихий, в любой момент готовых про-рвать тонкий слой современной цивилизации. Есть известный соблазн в балансе на грани восторга, страха и отвращения, отсюда, может быть, наш острый и болезненный интерес к этому человеку.
Думаю, господину Попову все эти нюансы абсолютно чужды, как и всякие сомнения вообще. Он, вероятно, слышал о том, что воровать нехорошо, но верховные правители обычно не обращают внимания на подобные мелочи».

Справка:

Кто такой барон Унгерн

Роман Федорович Унгерн фон Штернберг родился 22 января 1885 года в австрийском городе Грац. Принадлежал к старинному немецко-балтийскому дворянскому роду, известному со времен крестовых походов. Детство провел в Ревеле, где был исключен из гимназии «из-за плохого прилежания и многочисленных школьных проступков». В 1908-м закончил Павловское военное училище, служил хорунжим в Забайкальском военном округе. В 1913 году вышел в отставку и поселился в Монголии. С началом Первой мировой войны служил в полку 2-й армии, был ранен, награжден Георгиевским крестом, орденами Святой Анны, Святого Владимира и Святого Станислава.

После Октябрьской революции служил под началом белого атамана Семёнова, который произвел Унгерна в генерал-лейтенанты. В Даурии барон сформировал свою знаменитую Конно-Азиатскую дивизию, там же под эгидой Семёнова и Унгерна было создано правительство «Великой Монголии». В 1920 году Унгерн покинул атамана и перешел границу Монголии, где в феврале 1921 году получил титул князя, став фактическим диктатором в городе Урга (ныне Улан-Батор). Свое правление барон начал с резни, направленной против китайского и еврейского населения. По свидетельству современников, Унгерн отличался не только личной храбростью и неустрашимостью, но и патологической жестокостью. Этот протестант от рождения, объявивший себя буддистом и принявший монгольское подданство, верил в свою избранность и мечтал о воссоздании державы Чингисхана, которая сможет противостоять западной культуре и мировой революции.

В мае 1921 года дивизия барона Унгерна вторглась на советскую территорию, где была разгромлена частями РККА. Остатки ее отошли в Монголию, при этом наиболее недовольные командованием и действиями Унгерна выступили против него. В результате заговора монгольский дивизион выдал барона Красному добровольческому партизанскому отряду.

15 сентября 1921 года в Новониколаевске состоялся открытый показательный процесс. Унгерну предъявили обвинение по трем пунктам: 1) действия в интересах Японии, 2) вооруженная борьба против советской власти; 3) террор и зверства. Барон своей вины не признал и не высказал раскаяния. Он лишь подчеркивал свое отрицательное отношение к большевикам, а к большевикам-евреям в особенности.
Унгерн фон Штернберг был приговорен к расстрелу. Казнь состоялась 16 сентября 1921 года. По приказу духовного и светского правителя Внешней Монголии Богдо-гэгена, освобожденного Унгерном из китайского плена, во всех дацанах и храмах Монголии в тот день служились молебны.

Сегодня имя Унгерна обросло легендами и мифами. Эта незаурядная личность до сих пор притягивает к себе интерес историков и писателей, которые пытаются понять тайну «кровавого барона». Для одних он остается знаменем борьбы с большевизмом, другие считают его идеологом русского фашизма и чуть ли не исчадием ада. Кстати сказать, в Монголии до настоящего времени существуют общины, где Унгерн причислен к лику святых.

22 августа 1998 года президиум Новосибирского областного суда отказал в реабилитации Унгерна. Но попытки его реабилитировать не прекращаются. Летом 2006 года в Генеральную прокуратуру РФ поступил запрос от некоего депутата Госдумы с просьбой проверить дело «приговоренного к смертной казни через расстрел генерал-лейтенанта Белой армии, командира Азиатской конной дивизии Унгерна-Штернберга Романа Федоровича».

Кто такой Владимир Попов

В июне 2004 года самопровозглашенная Русская Республика (РР) г-на Попова «пропиарилась» весьма оригинальным способом - взяла на себя ответственность за убийство известного петербургского эксперта по вопросам национализма и экстремизма Николая Гиренко. И хотя пиар на крови был объявлен всего лишь «информационной шуткой», чуть позже схожая «шутка» вышла боком «министру национальной безопасности РР» Александру Втулкину: за свой виртуальный смертный приговор губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко он получил вполне реальный тюремный срок.
Что же касается литературного опуса «верховного правителя Русской Республики» г-на Попова «Возвращение Руси (На пути к Русскому государству)», то для того, чтобы понять, о чем там идет речь, читать саму книгу совсем не обязательно. Достаточно пробежаться по оглавлению: «Формула русской национальной идеи», «Обезьяны Путина», «День нациста» и т.д. В книге можно встретить просто удивительные перлы. Например, по версии Попова, лысые не могут быть русскими, поскольку происходят от болотных лысых обезьян, якобы живших в Лемурии.

Материал читайте в газете "Ваш тайный советник" от 24 ноября 2008 г.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор