Моряки с АПЛ "Нерпа", на которой 8 ноября из-за несанкционированного включения системы пожаротушения погибли 20 человек, утверждают, что в случившемся может быть виноват компьютер, управлявший системой, а не матрос-контрактник Дмитрий Гробов, которого обвиняют в причастности к происшедшему.
"У нас, моряков, мнение одно: был сбой программы в компьютере. Раньше систему ЛОХ (лодочная объемная химическая) всегда запускали вручную по приказу командира. Теперь ее запустила электроника. Компьютер, к слову, странно вел себя еще на испытаниях на берегу, на заводе. А еще можно заранее этот сбой запрограммировать - создать программу включения нештатной аварийной ситуации... Первый раз на подлодке применена такая компьютеризированная система включения ЛОХ", - рассказал "Комсомольской правде" техник-химик АПЛ "Нерпа", мичман Евгений Овсянников.
Несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения произошло во время заводских ходовых испытаний в Японском море на подлодке, изготовленной на Амурском судостроительном заводе и еще не принятой в состав ВМФ России. От отравления фреоном погибли трое военных и 17 гражданских из состава заводской сдаточной команды. Матрос Гробов подозревается в том, что он что неправильно отрегулировал датчик температуры воздуха в жилом отсеке, что и могло вызвать срабатывание системы. Военно-следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока не комментирует подробности расследования.
Мичман Овсянников рассказал следствию и газете о том, как вел себя в момент ЧП на подлодке "Нерпа" главный подозреваемый по уголовному делу матрос Гробов.
"Я был в каюте, когда услышал в коридоре ревун - сигнал "Боевая тревога". Удивился. По правилам, этот сигнал должен был раздаваться и в каюте. Выглянул в коридор. И увидел, что со стороны первого отсека в мою сторону бежит Гробов. Кричит: "Женя, включайся в ПДАшку!" (персональный дыхательный аппарат)", - сказал газете Овсянников.
"Я сперва подумал, что был (пожар). При нагревании фреон превращается в нервно-паралитический газ фосген. А у меня, кроме токсического отравления, еще и правую руку парализовало. Но при поражении фосгеном нервы не восстанавливаются. А у меня - восстановление. Так что нагрева фреона, а значит, и пожара, не было", - сказал он, отвечая на вопрос был ли на лодке пожар, из-за которого могла включиться система пожаротушения.
Как передает РИА "Новости", "Комсомолка" также приводит слова специалиста, который должен был участвовать в испытаниях "Нерпы", но отказался в последний момент, так как испугался выходить в море на, как пишет с его слов газета, "сыром атомоходе". Он не исключает, что в системе ЛОХ мог произойти программный сбой.
"Лодку должны были сдать еще в августе 2007-го. Так что достраивали ее на ходу. И когда отправили в Большой Камень, полностью не были готовы элементы корпуса. Еще и систему ЛОХ перевели с ручного управления на автоматическое. Мы были против. Я и многие члены экипажа уверены: произошел программный сбой", - сказал газете эксперт, которого издание называет как "Юрий Н".
Моряки "Нерпы" называют новую причину аварии — компьютерный сбой
ПО ТЕМЕ