Стали известны некоторые подробности дела об аварии на АПЛ "Нерпа", произошедшей вечером 8 ноября этого года. Как стало известно из источников, близких к следствию, получено экспертное подтверждение того, что система пожаротушения ЛОХ на подводной лодке была запущена в действие вследствие манипуляций с локальным пунктом управления второго, жилого отсека АПЛ.
Как пишет "Коммерсант", расшифровка информации блока "Ротор" (аналог авиационных "черных ящиков") показала, что была проведена калибровка датчика температуры воздуха, находящегося во втором отсеке. В один момент температура, которую показывал датчик, резко возросла, на что система пожаротушения соответствующим образом и отреагировала.
После подтверждения сигнала с локального пункта о том, что ситуация в отсеке в прямом смысле слова пожарная, ЛОХ запустил фреон. По информации источника в правоохранительных органах, именно в совершении несанкционированных операций с локальным пунктом управления признался трюмный матрос-контрактник Дмитрий Гробов, который в тот момент стоял на вахте.
По версии следователей, сделал это матрос, который, кстати, служит на флоте с 2003 года, якобы из любопытства и не сознавая последствий своих действий. Осуществить задуманное ему было несложно, поскольку код доступа к пульту управления был написан на нем карандашом.
Видимо, это было сделано для облегчения оперативного реагирования на возможный пожар гражданским лицам, находившимся в лодке при ее испытаниях. В ходе следственного эксперимента на борту "Нерпы", находящейся сейчас у причальной стенки завода "Восток" в Большом Камне, матрос Гробов повторил все свои манипуляции с локальным пунктом управления.
От официальных комментариев в военно-следственном отделе следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока воздерживаются. Напомним, что матрос Гробов был задержан 13 ноября, в отношении него возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам").
Бывшие подводники в версии следствия о единоличной ответственности матроса Гробова за аварию на АПЛ, однако, сомневаются. "Святое правило подводников: не знаешь — не трогай. Опытный матрос-контрактник не мог его не знать",— считает капитан первого ранга запаса Тарас Москаленко, командовавший АПЛ 675-го проекта.
По мнению же капитана первого ранга запаса Николая Марковцева, служившего на АПЛ проектов 675 и 667Б, возможно, что Дмитрий Гробов выполнял приказ кого-то из командиров. "Маловероятно, чтобы вахтенный матрос мог действовать совершенно самостоятельно. Вероятно, ему дали команду провести калибровку приборов. Однако сам матрос ошибся, а его действия никто не проконтролировал",— предположил господин Марковцев. Между тем командир К-152 капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев от конкретных комментариев воздерживается. "Следствие разберется",— сказал он "Коммерсанту".
Следствие: Систему пожаротушения на АПЛ "Нерпа" матрос мог запустить из любопытства
ПО ТЕМЕ