Чиновники Смольного не просто в очередной раз погрозили пальцем перевозчику "Питеравто", ДТП с участием машины которого унесло жизни людей, но предложили конкретные меры по наведению порядка в работе маршрутчиков. Почему участники рынка подняли на смех эти идеи, поинтересовалась "Фонтанка".
В Смольном состоялось экстренное совещание межведомственной транспортной комиссии под председательством вице-губернатора Петербурга Александра Полукеева. Внепланово собравшиеся чиновники намеревались не просто в очередной раз "погрозить пальцем" перевозчику, ДТП с участием машины которого унесло жизни людей, но и предложить ряд мер, которые наконец-то навели бы порядок в работе всех маршрутчиков. «Фонтанка» попросила директоров нескольких компаний — перевозчиков прокомментировать все заявления чиновников на условиях анонимности.
Совещание комиссии началось с доклада председателя комитета по транспорту Александра Кадырова. Собственно, первая часть доклада состояла из отчёта о проведённой проверке компании «Питеравто», автобус которой в минувшее воскресенье стал причиной гибели 6 человек на Таллинском шоссе. Выяснилось, что нарушений, найденных чиновниками у перевозчика, великое множество. Если бы трагедия не произошла, никто еще неизвестно сколько времени не узнал бы, что в компании не соблюдают график работы, нет документов у ряда водителей, обязательный ежедневный медосмотр показывают, наверное, только журналистам, формально проверяют водителей при приёме на работу, даже техосмотр оформлен не на всех автобусах, и т.д. Всего 19 пунктов.
В комитете уверены, что проблем станет меньше после того, как город ужесточит контроль за предприятиями. «Мы предлагаем перейти на другой уровень отношений. Один раз в месяц ГУП «Организатор перевозок» должен проверять каждое предприятие. Они же будут диспетчеризировать подвижной состав. Нужно обязать перевозчиков установить видеонаблюдение за процессом медицинского освидетельствования, подключить камеру к интернету, а картинку напрямую передавать в ГУП. Также нужно организовать специальную подготовку всех водителей. Ну, и главное — дисциплинировать запретительными методами и технически сделать ограничение по скорости 60 км/час на всём подвижном составе», - высказал предложения Александр Кадыров. После окончания совещания председатель комитета по транспорту объяснил корреспонденту «Фонтанки», как он видит решение этой проблемы: либо счётчик, который замеряет скорость за рабочий день и результаты записывает на ленту, либо специальный блокиратор на двигатель, который бы не давал разгоняться маршрутке выше какой-либо скорости.
«Малоэффективные и дорогостоящие меры. Да у них глаз не хватит все отслеживать по интернету! Кроме того, давайте посмотрим на ту самую аварию на Таллинском под призмой вышесказанного. Водитель «Ютонга» был трезв, здоров, вменяем, скорость не превышал. Авария всё равно случилась. Так что это всё дорогие и никому не нужные меры. С другой стороны, установка всех этих прибамбасов - дорогое удовольствие, и если нам всё это в договоры будут включать или в условия городского конкурса перевозчиков, то мы, возможно, просто откажемся участвовать и просто поедем зарабатывать «нелегальным» образом», - так прокомментировал "Фонтанке" предложенное Кадыровым один из перевозчиков.
Но его на заседании не было, а вице-губернатор предложил все перечисленные пункты ограничения внести в договор, который подписывает перевозчик с городом.
«Нужно будет собрать перевозчиков, и заставить их заключить новый контракт с этими правилами. Откажется подписывать? Тогда расторгать договор в одностороннем порядке», - в очередной раз стращал Полукеев.
Заместитель начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Анатолий Агошков пообещал, что в кратчайшие сроки в городе должно появиться несколько станций техосмотра, специализирующихся исключительно на общественном транспорте.
«И там мы установим видеокамеры, которые будут не только фотографировать процесс технического осмотра, как это происходит сейчас, но и снимать видео, я думаю, что этим мы тоже решим ряд проблем», - заявил Агошков.
Кроме того, было озвучено предложение об ужесточении существующих требований для перевозчиков:
1) автобусы должны быть не старше 5 лет (но что делать с шестилетними, никто и не думал - "Ф".)
2) водитель должен прожить в Петербурге не менее 3 лет, хотя бы по временной регистрации
3) стаж водителя должен быть не менее 5 лет
4) устраивать проверки на предприятиях не менее 1 раза в год.
Что это даст? То же "Питеравто", судя по частоте транслируемых Полукеевым угроз, должно было просто разориться от количества проверок, следующих за каждым "смертельным" ДТП с участием их автобусов и маршруток. И ничего - живет, и лицензии не лишилось, и "Газели" эксплуатирует, и молдаване-узбеки с водительских кресел в бытовки строек не ушли. И не у них одних.
Но в пятницу в Смольном можно было наблюдать высокий полёт мысли: в Государственную Думу предлагается внести законодательную инициативу о введении уголовной ответственности руководителя предприятия за серьёзную аварию, произошедшую с его автобусом.
"С уголовной ответственностью полностью согласны", - заявили "Фонтанке" перевозчики. Вот только если вернуться к той аварии на Таллинском шоссе, то ее совершил петербуржец, русский, с огромным стажем. И это вдребезги разбивает стеклянную надежду на то, что такое не повторится, если все (!) предложения будут реализованы.
Выступал на совещании и президент холдинговой компании «Питеравто» Леонид Бондаренко. Он рассказал, как много проделано руководством компании за последнее время во имя безопасности горожан в условиях постоянной гонки за рублем каждого водителя каждой машины. Во-первых, уволен генеральный директор и отстранён от работы начальник отдела безопасности. Во-вторых, заключен договор о проведении обязательных занятий для водителей. В-третьих, на автобусах сейчас активно устанавливается система ГЛОНАСС. В-четвёртых, вводится система видеонаблюдения на предприятии...
«В медицинский кабинет её проведите, эту систему, - посоветовал Александр Полукеев, - А мы посмотрим, как медосмотр проходят каждый день».
"Я тоже могу каждый день картинки показывать, - заявил "Фонтанке" один из лидеров рынка перевозок в Петербурге. - А они как, будут сидеть возле экрана и считать каждого водителя во всех гаражах? У «Питеравто» их штук 10 только легальных, а давайте вспомним, сколько народу у себя под домом ставит машину? Не решение, а полумера, при этом дорогая — сотрудника сажать перед монитором и не одного, зарплату платить, камеры установить опять же...»
Дошло на совещании дело и до наказания предприятия. С 1 января 2009 года Александр Полукеев приказал "Питеравто" избавиться от всех «Газелей» (на сегодняшний день их на балансе предприятия около 200).
«Ну, а маршруты, по которым сейчас ходят «Газели», перекройте новыми автобусами, которые сейчас вами закуплены для Невского проспекта. У вас там 3 маршрута? Одного мы вас лишаем. Как хорошо будет — лишняя рабочая сила уедет к себе домой, в родные страны, техосмотр лишний не надо проводить, машину чинить не надо, потому как её нет. Вы сэкономите только!» - позлорадствовал вице-губернатор.
«Это не наказание, а решение городом своих проблем. Полукеев в любом случае собирался от «Газелей» избавляться, чуть раньше, чуть позже... Уверен, что «Питеравто» от этого ничего не потеряет. Запустит «Газели» на свои маршруты в Ленинградской области и всё — и техника работает, и машины будут биться за пределами ведомства господина Полукеева. А вот Невский проспект — действительно серьёзная потеря, но сейчас оценивать её сложно, только с 1 декабря все маршрутки оттуда уйдут», - разводил руками один из комментаторов "Фонтанки".
«Единственный выход из этой жуткой аварийной ситуации, который я вижу — это финансовый вопрос. Посмотрите — социальные маршруты в аварии практически не попадают. А если и попадают, то очень редко и без людей в салоне. Абсолютно точно могу сказать, что маршрутки бьются из-за того, что коммерсант, и я в том числе, пытается заработать как можно больше и не хочет терять ни полминуты рабочего времени. Если бы город доплачивал не только за социальные маршруты, но и за коммерческие, то аварий бы не было. Вообще! Давайте норматив по перевозкам, за невыполнение — штрафные санкции, но доплачивайте, чтобы не гонялись, пытаясь друг друга объехать, и не сидели бы за рулём сутками. Но на финансовые расходы правительство пойти не готово, вот и получают по голове, а виноваты, конечно же, только перевозчики. Ну, и господин Дацюк...», - качал головой другой.
Фонтанка.ру