В Грузии начались парламентские слушания в рамках работы комиссии по расследованию августовской войны. Депутаты намерены были задать представителям власти "самые острые вопросы, накипевшие у общественности". Но все вопросы свелись к одному — зачем Грузия ввела войска в Южную Осетию.
Как пишет «Коммерсантъ», соглашение о создании временной комиссии по расследованию происшедших в августе событий было достигнуто между президентом Саакашвили и представителями парламентской оппозиции сразу после окончания боевых действий. При этом вопросы, которые поднимает парламентская комиссия, ничем не отличаются от тех, что задает радикальная оппозиция. В их числе причины ввода грузинских войск в Южную Осетию и плохая работа правительства в первые дни войны, которая привела к потерям среди гражданского населения.
Вопрос о сроках ввода российской и грузинской армий в Южную Осетию на первом заседании парламентской комиссии стал ключевым. Этот вопрос главе службы внешней разведки Геле Бежуашвили задавали даже представители правящей партии. "Россия начала осуществлять провокации задолго до военной фазы конфликта,— заявил господин Бежуашвили.— Тщательно готовилось дипломатическое прикрытие. Проводились демонстративные военные маневры. В том числе на территории самой Южной Осетии. Окончательное решение об интервенции Россия приняла во второй половине 2007 года, эта мера рассматривалась в Кремле как единственная возможность помешать Грузии интегрироваться в НАТО. По нашим данным, в район конфликта из Иванова постоянно перебрасывались военные части, активно использовалась разведывательная авиация, в том числе самолет, аналогичный американскому "Аваксу". 4-5 августа в Абхазию был высажен российский десант, готовившийся к последующему вторжению в Западную Грузию через Абхазию". На вопрос депутатов, докладывала ли разведка президенту об этих фактах, господин Бежуашвили ответил, что предоставлял "детальную информацию" не только президенту Грузии, но и представителям западных государств. Дальнейшая часть заседания проходила в закрытом режиме.
Между тем представители радикальной оппозиции Грузии считают, что властям "не отделаться" ответами на вопросы парламентской комиссии.
"У общественности Грузии главный вопрос — как так вышло, что нас втянули в эту войну,— говорит один из лидеров Республиканской партии Давид Бердзенишвили.— Мы все время заявляли, что решать проблемы возвращения Абхазии и Южной Осетии можно только мирным путем, но вышло так, что мы их потеряли в войне. Саакашвили все время говорит, что 8 августа он ответил на атаку российских войск. Мы говорим: мы знаем, что такое Россия, и допускаем, что российские войска вошли туда, но зачем Грузия вступила в войну? Мы видели, как еще 7 августа грузинская армия двигалась в Южную Осетию. И то, что по приказу Саакашвили несколько часов бомбили Цхинвали, знают все".
Готовность властей ответить на все вопросы грузинских граждан внепарламентская оппозиция называет игрой, а комиссию по расследованию августовских событий — бутафорской. "Цель создания данной комиссии — скрыть правду об августовских событиях, создать алиби для Саакашвили и спустить на тормозах общественное негодование в связи с плачевными итогами войны,— заявил "Ъ" лидер Консервативной партии Каха Кукава.— Для этого Саакашвили использует псевдооппозиционеров, которые изменили народу, войдя в этот парламент".
Как заявил «Коммерсанту» глава комиссии парламента Грузии по расследованию августовского конфликта Паата Давитая, комиссия недовольна работой своего правительства и по результатам расследования готова отправить его в отставку.
Между тем, по данным «Газеты.Ru», премьер-министр Грузии Владимир Гургенидзе сегодня покидает свой пост. Согласно информации грузинских СМИ, на пост премьера претендуют сразу три человека – нынешний мэр Тбилиси Гиги Угулава, министр финансов Грузии Ника Гилаури и постоянный представитель Грузии в ООН Ираклий Аласания.
Грузинская оппозиция: Как так вышло, что нас втянули в эту войну?
ПО ТЕМЕ