Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

19:02 17.11.2019

Интеллектуальные игры с подвохом

Примерно пятую часть доходов сотовых операторов составляют различные дополнительные услуги – продажа музыки, голосования, новостные ленты и т.д. И зачастую компании идут на различные ухищрения, дабы абонент не смог понять реальную стоимость отправки SMS на короткий номер. Такую политику не стесняются проводить даже крупные операторы.

Интеллектуальные игры с подвохом

www.iphones.ru

Примерно пятую часть доходов сотовых операторов составляют различные дополнительные услуги – продажа музыки, голосования, новостные ленты и т.д. И зачастую компании идут на различные ухищрения, дабы абонент не смог понять реальную стоимость отправки SMS на короткий номер. Такую политику не стесняются проводить даже крупные операторы.

Объем дополнительных услуг (VAS) в сетях сотовой связи в России оценивается почти в 3 млрд долларов. По данным одного из операторов, их доля в общем объеме доходов составляет около 20 процентов, причем половина из них – услуги через отправку SMS на короткие номера. Вот только никто не исследовал, какой процент абонентов, отправляя сообщение, знают или хотя бы могут узнать, сколько услуга стоит, кто ее предоставляет, что они получают и т.д.

Интеллектуальные игры

На протяжении многих лет шестнадцать раз в год в программе «Что? Где? Когда?» руководитель компании «МТС-Москва» г-н Бешев предлагает посылать SMS с ответами на вопросы игры, голосованием за игроков и т.д. Ведущий игры также заявлял, что возможность голосовать и т.д. «абонентам ДАРИТ наш генеральный спонсор – компания МТС». Никакого указания на стоимость указанной услуги не было ни в период трансляции, ни в выдаваемых абонентам листах с тарифными планами. Кроме того, информацию о стоимости отправки SMS на указанный номер нельзя было получить даже позвонив в колл-центр (редакция располагает соответствующей аудиозаписью).

В пресс-службе компании еще в апреле журналисту «Фонтанки» разъяснили, что, начиная с летнего сезона, «мы добавим в эфир устное сообщение ведущего о стоимости сообщения». Сразу же информация появилась в колл-центре. В самой первой игре г-н Бешев про возможность отправки сообщений вообще промолчал. Потом все вернулось на круги своя – много рекламы и ни слова о цене. От дальнейших комментариев в компании уклонились.

Не виноватые мы

Ситуация с промоушен МТС в популярной программе на «Первом канале» – одно из немногих исключений, когда компания сама «засвечивается», предлагая отправлять платные сообщения. Ведь так называемые допуслуги предоставляют независимые контент-провайдеры – некие ООО, которые получают в среднем половину дохода от стоимости «эсэмэсок». И ответственности за действия этих ООО сами операторы не несут.

Закрыть доступ к платным услугам абонент не может, причем такую политику сотовые компании объясняют необходимостью соблюдать закон. Возражая против искового заявления одного из клиентов, в Санкт-Петербургском филиале ОАО «ВымпелКом» пояснили, что, согласно выданной лицензии, оператор обязан предоставить абоненту доступ к услугам связи, которые оказывают другие операторы, а также к системе информационно-справочного обслуживания: «Списание средств с электронного счета абонента за пользование услугами контент-провайдера происходит на основании предоставленного счета. Цену на свои услуги контент-провайдер устанавливает сам и сам же полностью отвечает по своим обязательствам».

Возникает множество вопросов, от ответов на которые операторы уклоняются. Когда и какой договор заключается между контент-провайдером и абонентом? И заключается ли вообще? Кто отвечает за предоставление потребителю информации: по закону до оказания услуги клиент должен получить сведения об исполнителе, его адресе, ценах, условиях предоставления и т.д. Исходя даже из этого формального нарушения (адрес и полное наименование исполнителя не указывается ни в одной рекламе), можно отказаться от сделки и вернуть всю списанную сумму.

Сколько стоит узнать сколько стоит?

Логично предположить, что большинство клиентов знает о платности коротких номеров SMS. И если клиент сознательно отправляет сообщение, то соглашается на риск. Но некоторые операторы берут деньги даже за услуги, которые традиционно являются бесплатными. Например, на некоторых тарифных планах сети «Мегафон-Москва» взимается плата за звонки в справочную службу и проверку баланса.

Ситуация может стать просто абсурдной. Предположим, что из-за сбоя сети клиент не способен дозвониться. В таком случае при обращении в справочную службу, он будет вынужден более десяти минут слушать рекламу в ожидании ответа колл-центра, и за все это время заплатит. А дальше возможно и такое развитие событий: компания признает факт сбоя, приносит извинения, но деньги вернуть отказывается. И в таком случае получается, что оператор нарушил обязательства (сбой в сети), а абонент потратил время и еще платит за это?

Утвержденные Правительством России правила оказания услуг подвижной связи обязывают оператора бесплатно и круглосуточно предоставлять справочную информацию о тарифах, о состоянии лицевого счета, принимать информацию о технических неисправностях и т.д. Этот перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен. Но получается, что в «Мегафон-Москва» его игнорируют в той части, которая касается ее собственной справочной службы. Добиться каких-либо комментариев в пресс-службе одного из крупнейших сотовых операторов не удалось.

Клиент доволен?

Расчет операторов понятен. Пусть даже каждый абонент лишится 10, 50 или даже ста рублей. В лучшем случае один из тысячи подаст претензию. Один из десяти дождавшихся ответа, может быть, обратится в суд. А подавляющее большинство абонентов только поругается про себя и будет продолжать пользоваться услугами.

Могут ли и должны ли государственные органы пресекать подобные нарушения? Для этого к ним сначала должна поступить жалоба. За нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге и исполнителе на организацию может быть наложен административный штраф в сумме до 10 тысяч рублей. Для сотовых компаний такой штраф – комариный укус. Причем даже если Роспотребнадзор наложит этот штраф и суд, в который оператор его обжалует, признает компанию нарушителем, пострадавшим абонентам придется самостоятельно подавать претензию, ждать два месяца ответа на нее, подавать иск в суд и т.д.

Интересный факт к размышлению. Верховный Суд России расценивает умолчание об истинных фактах, направленное на введение в заблуждение, как одну из форм обмана. А если он был использован для хищения чужого имущества (в том числе денежных средств клиента с его счета), то такое деяние признается мошенничеством – статья 159 Уголовного кодекса РФ.

Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор