Власти Таллина заранее знали о намерении националиста Юри Лийма снести советские памятники, сообщает Postimees со ссылкой на еженедельник "МК-Эстония". 22 мая, напомним, он нанял автокран, самовольно демонтировал монументы и отвез их в музей.
Как выяснило издание, за несколько дней до акции Лийм сообщил о своих планах руководству частного университета Audentes, рядом с которым располагался один из памятников. Представители учебного заведения, в свою очередь, передали эту информацию столичному департаменту культурных ценностей, а также вице-мэру города Таави Аасу, передает NEWSru.
Однако городские власти до сих пор не решили, как реагировать на произошедшее. "Понятно, что нарушено законодательство, но мы еще не знаем точно, как будем действовать дальше, - заявил главный специалист департамента культурных ценностей Артур Юмар. - Для начала надо установить точное местонахождение памятника".
Последнее, впрочем, уже известно. В сюжете эстонского ТВ об акции Юри Лийма сообщалось, что оба монумента (памятник советским офицерам и монумент в честь эстонского коммуниста Ханса Пегельмана) были доставлены в Исторический музей.
Руководству музея, как пишет "МК-Эстония", националист также заранее сообщил о своих намерениях. Правда, в музее отмечают, что его визит все равно стал неожиданностью. "Мы были готовы принять памятники по закону - с документами и разрешениями, - рассказывает директор музея по развитию Мариан Райсма. - Лийм заверил нас, что все будет в порядке. Его речь о планах была абстрактной, и мы не предполагали, что он начнет действовать".
Ранее Мариан Райсма заявила, что музей хотел бы оставить себе памятники и разместить их в специальном парке, где располагаются монументы советских времен. Однако этот вопрос может быть решен только после того, как свою позицию определят городские власти.
Напомним, что в связи с действиями Лийма полиция возбудила уголовное дело о краже. Со своей стороны, пресс-секретарь эстонской спецслужбы КАПО (Полиция безопасности) Андрес Кахар расценил перенос советских памятников в музей как "мудрый компромисс". При этом, по его словам, в любом случае необходимо соблюдать предусмотренные законом процедуры.