За совершенный после 22 апреля служебный подлог должностные лица могут понести суровое наказание. 8 апреля президент России подписал соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ.
Если будет установлено, что служебный подлог (внесение чиновником в официальные документы заведомо ложных сведений или искажающих их действительное содержание исправлений) был совершен из корыстной или иной личной заинтересованности и повлек «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства», должностное лицо может быть приговорено даже к четырем годам лишения свободы.
Действующая редакция статьи 292 Уголовного кодекса РФ ограничивает ответственность коррумпированного служащего двумя годами исправительных работ.
За некоторые способы подлога вводится особая ответственность. Например, незаконная выдача российского паспорта иностранцу или подлог документов, позволивший мигранту получить гражданство нашей страны, карается уже лишением свободы на срок до пяти лет.
Понятие «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций» не расшифровывается. Хотя из пояснительной записки к проекту принятого ныне закона следует, что его главная цель – борьба с терроризмом: «Отдельные территории используются для подготовки террористов при фактическом попустительстве должностных лиц, отвечающих за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей допускается как по халатности, так и умышленно в корыстных целях».
Предлагалось также внести поправку в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и предоставить президенту России право отстранять высшее должностное лицо субъекта Федерации (губернатора) в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления независимо от степени его тяжести (будь то подлог, халатность, убийство или клевета). Такую идею поддержал даже заместитель председателя Верховного Суда России Валерий Верин, но поправка была отклонена парламентариями, а глава государства не стал налагать вето и настаивать на делегировании ему права отстранять губернаторов за уголовно наказуемые проступки.
Для чиновников усилили ответственность
ПО ТЕМЕ