03.03.2008 18:01
0

В театре музкомедии - долгожданная премьера

Любой театр в ряду своих новых постановок имеет право на эксперимент и на неудачу – но лишь в том случае, если хотя бы одна из премьер оборачивается настоящим успехом. После откровенно провального «Чикаго» и блеклой «Герцогини из Чикаго», оперетта «Продавец птиц» стала подлинным триумфом Театра музкомедии.

Фото: balticstar.net
Фото: balticstar.net

В первый день весны Театр музыкальной комедии дал долгожданную премьеру – оперетту «Продавец птиц» Карла Целлера в постановке Юрия Александрова. Любой театр в ряду своих новых постановок имеет право на эксперимент и на неудачу – но лишь в том случае, если хотя бы одна из премьер оборачивается настоящим успехом. После откровенно провального «Чикаго» и очень блеклой «Герцогини из Чикаго», оперетта «Продавец птиц» стала подлинным триумфом театра.

Режиссер Юрий Александров в очередной раз подтвердил своё умение создавать буквально феерические постановки в комедийном жанре. Как всегда, Александров щедр на выдумки, этакие миниатюрные «спектакли в спектакле», например – буффонная сцена двух профессоров, один из которых – долговязый «клон» Эйнштейна с красным носом, постоянно прикладывающийся к бутылке, а второй – крохотный бородач, ростом едва достающий коллеге до пояса. Они настолько дряхлы, что буквально валятся с ног до тех пор, пока в укреплённые на спине разъёмы их не «запитывают» от какого-то диковинного генератора: всё это напомнило не столь давние выступления руководителей страны и КПСС. Даже несмотря на какие-то «выпадения» из жанра (например, истерика Адама, когда отдувавшийся за выдумки режиссёра Леонид Репин должен был в припадке ревности кататься по полу, причудливо изгибаясь на манер Ольги Корбут и орать дурным голосом) спектакль не распадается на отдельные мозаичные фрагменты, а смотрится очень цельно, на одном дыхании (хотя идёт он около трёх часов). Опытный оперный режиссёр, Александров мастерски «разводит» массовые сцены. Прекрасно показал себя хор: пристальное внимание к маленьким ролям, актёрской задаче каждого персонажа на сцене соседствует с тщательно выверенным звучанием: в плане вокала хор легко «даст фору», например, даже коллегам из Михайловского театра.

Конечно, невозможно не упомянуть замечательного и талантливого художника Вячеслава Окунева. Что бы он ни делал – мюзикл, классический балет, оперу или оперетту – он всегда безупречен по стилю, а его декорации играют в общей атмосфере спектакля далеко не последнюю роль. И на этот раз оформление было фантастически колористичным и удивительно красивым: огромный павильон в виде золоченой клетки легко трансформируется в бальную залу, а во втором акте – в микст зоопарка с палеонтологическим музеем (с ненавязчивой и изящной пародией на «Парк Юрского периода» в виде скелетов и силуэтов огромных динозавров и птеродактилей). За прозрачными стенами «клетки» расцветают великолепные пейзажи (художник по свету – Лариса Сергеева), но не менее важно и то, что сферическая поверхность павильона сыграла роль своеобразного акустического экрана и в значительной степени улучшила звуковые свойства зала. Артисты могли петь и разговаривать даже спиной к публике – в зале было великолепно слышно каждое слово. Великолепны костюмы, особенно бальные маскарадные платья во втором акте, сделанные в виде необыкновенных стилизаций под различных животных и птиц – они роскошны, богаты и умопомрачительно красивы.

На премьере Леонид Репин (Адам), похоже, изрядно переволновался: и в выходной арии, и в первом акте вообще, его вокал оставлял желать лучшего – но он подвижен и естественен на сцене, а к известной арии «Мой любимый старый дед», к счастью, вполне распелся. Молодая солистка театра Карина Чепурнова в роли почтальонши Христины обаятельна, она великолепно движется и весьма достойно (хоть и не без огрех) справилась с вокалом. Герцогиня в исполнении Светланы Луговой была актерски убедительна и даже харизматична – но увы, до тех пор, пока не начинала петь: с вокалом у артистки явные проблемы; пёстрый, как лоскутное одеяло голос загнан куда-то «в затылок».

Бывают спектакли, которые можно назвать бенефисами какого-то актёра – настолько органично, виртуозно и блестяще артист исполняет свою роль. На премьере «Продавца птиц» таких «бенефициантов» оказалось сразу трое: это Валерий Никитенко, Марина Уланова и Иван Корытов. Последний, бесспорно – главный герой вечера и ценнейшее приобретение театра Музыкальной комедии (он был приглашен из Красноярска, где за роль Хлестакова Корытов получил «Золотую маску»). Артист демонстрирует весь комплекс, необходимый опереточному артисту: великолепную свободу, необыкновенную лёгкость и изобретательную импровизационность. В третьем акте он окончательно «убивает» зрителя своим танцем, в котором не только блистательно пародирует артистов балета, но и виртуозно крутит фуэте.

Актёр театра Комедии Валерий Никитенко – артист старой закалки, автор и участник знаменитых акимовских капустников, часто приглашается театром для участия в опереттах. Роль барона Вепса для него – удачный повод блеснуть своим незаурядным актёрским мастерством и неиссякаемым чувством юмора. В паре с великолепной характерной актрисой Мариной Улановой в роли стареющей баронессы Аделаиды они были выше всяких похвал.

Постановочную роскошь спектакля прекрасно дополнил балет, поставленный Владимиром Романовским. Выступления солистов и балетный дивертисмент во втором акте поставлены с необыкновенным чувством юмора: танцы стрекоз, бабочек и «страшного» жука-скарабея тонко пародируют мгновенно узнаваемые шедевры Фокина и Петипа; в комплексе с костюмами Окунева они просто фантастически великолепны. Оказывается, балет в оперетте может стать куда более значительным явлением, чем неувядающий канкан.

На высоте оказалась и музыкальная сторона спектакля: оркестр под управлением Андрея Алексеева чутко поддерживал солистов, открывая в музыке Целлера все краски партитуры без намёка на форсировку или фальшь. В целом спектакль получился удивительно весёлым, чуточку пародийным, буквально искрящимся добрым юмором; опереточным без малейшего намёка на пошлость и необыкновенно музыкальным (как ни странно, именно музыкальности недостаёт нашим оперным и вообще музыкальным постановкам).

Если чуть-чуть приподняться над «цеховыми разборками», то этот спектакль, вне всякого сомнения, должен получить всевозможные «Золотые маски», «Софиты» и прочие театральные премии, причём по многим номинациям сразу. Но это – как говорится, по гамбургскому счёту.

Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру

Фото: Кирилл Веселаго
Фото: Кирилл Веселаго
Фото: Кирилл Веселаго

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий
Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор