Культа нет. Иначе многие пошли бы голосовать кабы-чего-не-вышло. Выбора не дали. Преемник, безусловно, небоскребнее прочих кандидатов. Даже в прицеле закадычных врагов. Идти или не идти? – вопрос скучный. Всплывает пушкинская фраза о русских: «...ленивы и не любопытны». Ну не так это! Не мы соорудили эту зевоту.
Перед наступающим вегетарианским воскресеньем забудем на время, что на носу у нас очки, а в душе — осень^. Предоставим им последний шанс. Будто за нами решение. Как Москва. Постараемся зажмурить отсутствие порога явки и невозможность проголосовать против всех.
Мы требуем, чтобы претенденты говорили мало, но говорили смачно. Чтобы слушать их было ловко. Чтобы будущий наш голос они держали у груди. Мы пошли бы на митинги, где необходимо поглупеть вместе с толпой и в такт ей реветь, потрясая стильной табличкой: «Medvedev is our president». А нам за это Вольфович, вскочивший на край помоста, трибунил бы: «Опомнитесь! Где начинается Медведев и где кончается Путин?!» А наши бы ему - кукишем: «Медведев кончается там, где начинается Путин!»
А вместо этого шторма: «Граждане, пожалуйста, выпивайте и закусывайте, пусть вас не волнуют эти глупости». Вместо этого в положняковых предвыборных теледебатах Жириновский тускло обещает простить всем долги всех; Зюганов по-большевистски воет о философии религии; а расхристанного и никому неведомого масона Богданова так и хочется охолонить: «Богданов, вы не на выборах. Хладнокровней, Богданов».
Они напросились: «Кто все эти люди?» Особенно последний, с лицом настолько вертлявым, что его даже нельзя рассмотреть.
Все они, оказывается, рождены, чтоб выбор сделать былью. Мы перешагнем через них. Устало. И многие не протянут Медведеву свой бюллетень. Не потому, что против. А благодаря «зачем же так-то?».
Раз так, то у Медведева есть супруга, друзья, Путин. Этих нескольких голосов при нынешней избирательной практике вполне достаточно для инаугурации. Сегодня потрясающие утопии возможны лишь во сне. Как розовые слоны.
Непонятно только, отчего настолько принизили личность будущего президента, поставив рядом списочную интонацию: «Кому и кобыла невеста»? Неужели наличие отсутствия троих интеллектуально увесистых и узнаваемых настолько чудовищно? Во где интрига в переходный период!
При этом сценарий на сеанс черной магии Воланда с полным ее разоблачением явно не тянет.
Самым ярким и столь же рентабельным для казны пиар-приемом явилась предвыборная пустота на рекламных носителях в Санкт-Петербурге. Кроме одного шикарного плаката на углу Невского и Мойки, где спортивный, выдохнувший полномочия Путин под правую руку энергично ведет офисно-нордического Медведева. Оба смеются. Что демократично. В духе красноярской проповеди. Ведь известно - движение направо начинается с левой ноги.
При всем этом казенном конструктивизме очень волнуемся не столько за людей, сколько за членов правящей элиты. Именно им предстоят страсти от третьего марта с портретами на перевес в своих апартаментах. Обоих ли вешать? Одного ли? И кого? Шарада. Тут не до шуток. Вертикаль начнет трещать – всех накроет.
На последних думских выборах Петербург высказал свое особое мнение минимальным по России голосованием за «ЕдРо» совести и чести. Возможно повторение - особой явкой.
Мы-то за земляков. Но требуем большего уважения от тех, кто смело входит в чужие столицы. Чтобы уверенней возвращались в свою.
Но, похоже, не до нас. Игра прескверная. Спасет лишь антракт. Тогда второго марта наше место - в буфете. И на вопрос: «Есть ли выборы?» - может прозвучать положительный ответ: «Да, выбора нет». Дружно.
Может, топот напомнит властителям всех уровней банальное инженерное правило: по мостам в ногу даже командиры солдатам шагать запрещают.
Евгений Вышенков,
заместитель директора АЖУРа
________
^ Фраза из рассказа Исаака Бабеля «Король».
Ни культа, ни выборов
25 февраля 2008, 12:34
238