18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
16:58 26.03.2019

Город

16.01.2008 16:04

Специалисты - строителям: не спешите зарываться в землю

Через 20-30 тысяч лет Петербург может превратиться в морское дно. Такие неутешительные прогнозы для Северной столицы строят ученые. Пока же город развивается, обсуждается возможность реализации крупных проектов, большинство которых предполагает масштабное подземное строительство. При этом инвесторы и их подрядчики часто недостаточно внимательно относятся к особенностям петербургских грунтов и не всегда учитывают при проектировании мнение специалистов.

Специалисты - строителям: не спешите зарываться в землю
Через 20-30 тысяч лет Петербург может превратиться в морское дно. Такие неутешительные прогнозы для Северной столицы строят ученые. Пока же город развивается, обсуждается возможность реализации крупных проектов, большинство которых предполагает масштабное подземное строительство. При этом инвесторы и их подрядчики часто недостаточно внимательно относятся к особенностям петербургских грунтов и не всегда учитывают при проектировании мнение специалистов.

Строительством подземных парковок и торгово-транспортных комплексов городские власти пытаются решить проблему перегруженности Петербурга. Сегодня активно обсуждается проект строительства подземного комплекса под площадью Восстания. Один из проектов реконструкции Апраксина двора также имеет колоссальную "подземную" составляющую: его предполагается связать тоннелями со станциями метро "Сенная площадь" и "Гостиный двор".



Инженерно-геологическое и гидрогеологическое строение территории центра города специалисты относят к высшей, третьей степени сложности. Реализация проектов подземного строительства потребует очень серьезного вмешательства в грунты, что может повлечь за собой обрушение зданий и сооружений, находящихся над местами ведения подземных работ. Работы в центре города по своему масштабу сопоставимы со строительством метро и требуют соответствующего подхода и капиталовложений.

Между тем, если взять, например, проект реконструкции Апраксина двора, предложенный Норманом Фостером (включающий строительство тоннеля под землей), то его затратная часть оценивается в 32 миллиарда рублей. По некоторым оценкам, подобное строительство с учетом сохранения надземных сооружений дороже как минимум в два раза.

Исследования в районе площади Восстания также показывали, что строительство подземного сооружения в несколько этажей может привести к подвижке грунтов и фундаментов зданий, которые в результате станут аварийными.

Как сообщил на круглом столе "Проблемы и возможности подземного строительства в Санкт-Петербурге" заведующий кафедрой оснований и фундаментов Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, председатель городской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям Владимир Улицкий, подобные инциденты в городе уже имели место. В частности, при строительстве здания гостиницы "Невский Палас", как утверждают специалисты, произошло разрушение пяти соседних домов. За последние пять лет в городе произошло более 10 таких аварий.

Главная проблема при реализации проектов с использованием подземных сооружений - это отсутствие разработанной городской концепции использования подземных пространств. Зарубежный опыт показывает, что подобные проекты успешно реализуются только тогда, когда созданы специальные правила и регламенты, учитывающие особенности каждой конкретной территории. В Европе, например, работают по регламенту подземного строительства. Это серьезнейший документ. Только его разработка стоила 320 миллионов евро.

В Амстердаме грунты такие же, как в Петербурге, а подземное строительство там идет вовсю. В Японии ситуация во многом хуже, но и там сооружаются уникальные подземные объекты. И подобных примеров в мировой практике много. В Торонто подземная улица протянулась на 27 километров, в Монреале - на 30. На глубине располагаются офисы, торговые комплексы, кинотеатры. В Хельсинки под землей был возведен огромный торговый центр, строившийся 30 лет.

Считается, что подземное строительство - единственный резерв роста площадей в центре. Но помимо того, что подобные проекты несут опасность для существующих сооружений на поверхности, "забраться" под землю довольно дорого. По некоторым подсчетам, стоимость одного парковочного места под землей может обойтись в сумму около 80 тысяч долларов. Заглубление на 1,5 метра увеличивает стоимость 1 квадратного метра объекта на 1,5 тысячи долларов, уход под землю на 3 метра - на 3 тысячи.

Поэтому стоит ли форсировать события, рискованно зарываясь в землю? Несмотря на то, что в Петербурге уже реализован ряд подземных проектов (строительство коммерческого центра на Сенной площади, торговый центр на Комендантской площади, станция метро "Чкаловская"), но «проколов» гораздо больше. Не хотелось бы, чтобы их число увеличилось за счет того же Апраксина Двора.

Анастасия Митина,

Фонтанка.ру

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор