09:03 23.04.2018
В клубе Выборга «Премиум» посетителя зрения лишали
В России закроют онлайн-магазины Quelle и Otto
Глава Минстроя назвал самые благоустроенные российские регионы
После ДТП с каршеринговым авто на Маршала Блюхера спасают двоих
Генсек ООН заявил о начале новой холодной войны
СМИ узнали условия снятия санкций с Северной Кореи
Михаил Ефремов призовёт всех на выборы-2
Школьники расскажут о допинге и радиоактивном фоне Петербурга
Возле армянского храма в Москве полиция задержала участников акции в поддержку протестов
Дрозденко: Мы продолжаем переговоры о передаче "Петровского" Ленобласти
Полуостров «Рожок» напротив Лавры выставлен на продажу
Что полетело в соцсетях за свободный интернет
Ялта «породнилась» с Латакией
Санкт-Петербургский Союз ученых — о майских указах: Остановить обман!
Умер еще один пострадавший в ДТП с автобусом на трассе Москва - Петербург
Макрон: После победы над ИГ союзникам не стоит выводить войска из Сирии
В Эрмитаже наградят главных котолюбов
На трассе Москва - Петербург перевернулся автобус
На майдане проходит акция в поддержку Савченко
Губернатор Ульяновской области возродил Ленинскую премию в преддверии дня рождения вождя
Трамп: Мы ни в чем не уступили КНДР
Москва подсчитывает убытки после сильнейшего урагана
Гол и пас Дзюбы помогли тульскому «Арсеналу» отобрать очки у «Зенита»
Джеймс Кэмерон начал штамповать новых «Аватаров»
В Ереване задержаны 228 демонстрантов
Британские СМИ публикуют фото отравителя Скрипалей. Но узнать его трудно
Прощание с Ниной Дорошиной пройдет в «Современнике»
Солнце, ветер, самолеты. Телеграм
В США из винтовки расстреляли посетителей кафе
Пашиняну предъявлены обвинения в организации беспорядков в Ереване
Роскомнадзор признался в блокировке IP-адресов Google
Паводок затопил два монастыря в Тихвине
В Комарово сгоревшая водонапорная башня осушила краны в 100 домах
17-летний Скроботов вошел в стартовый состав «Зенита» на матч с «Арсеналом»
Южный квартал Дамаска зачистили от террористов
В Петербурге скончался писатель-самиздатовец Евгений Звягин
Дзюба сыграет против «Зенита» с первых минут
Полиция Еревана стянула дополнительные силы в центре, куда стекаются протестующие
СМИ: Скрипалей отравил Гордон
РФ и США не будут участвовать в докапитализации Всемирного банка
В МВФ назвали основные риски для мировой экономики
СМИ: У «Реновы» из-за санкций заморожены активы на полтора-два миллиарда долларов
Ремонт на Невском – повод для селфи. И пробок сегодня почти нет
Из Ждановки извлекли утопленника
Лидера протестов в Ереване задержали
«Мегу Дыбенко» эвакуировали
Десятки автолюбителей лишились летних колёс в Петербурге – их обманули
Роскомнадзор заблокировал IP-адреса Google
Премьер Армении досрочно покинул переговоры с оппозицией, обидевшись на тон противников
Иран пообещал возобновить ядерную программу «с еще большей интенсивностью», если США выйдут из сделки
Видео: Чиновнику в Гатчине отрывают голову
Места для парковки и зарядки электромобилей внесут в градостроительные законы Петербурга
Где и как отметят велодень в Петербурге
Театр «АХЕ» сменит «Демократию» на «Диктатуру»
Лурье, Довлатов и еврейские книги встретятся в Синагоге
В Петербурге пройдет первый «Скептикон»
ДК Лурье проведет по следам Довлатова
Иммерсивный театр, комикс в бассейне и видеомэппинг покажут в «Театре.ком»
10-летний ребенок погиб под колесами фургона в Сертолово
ГУ МЧС предупреждает петербуржцев об утренней гололедице
Список пострадавших в Москве вырос до 17 человек, в Обнинске рухнула кладка дома
Ресторатор Сергей Шевчук потерял уже второй Rolls-Royce в Петербурге
«Велодень» в Петербурге начнется с мокрого снега и дождя
СМИ: Германия и Франция попробуют уговорить США смягчить санкции против «Русала»
12-летняя школьница стала жертвой непогоды в Москве
В Риге задержали организатора «Бессмертного полка»
НАК: В Дагестане уничтожили девять боевиков
Семеро москвичей отправил в больницы ураган, в Мытищах нашли погибшего
Кадыров пригласил и.о. госсекретаря США в следственный изолятор Грозного
Бизнес

Автосборка.spb: непрофильный актив?

Из шести иностранных автосборочных заводов, заложенных или строящихся в России «с нуля», четыре приходятся на Санкт-Петербург (два других – в Калуге). Скоро в нашем городе будет самая высокая в стране концентрация подобных производств. Это почти свершившийся факт. Но его последствия для дальнейшего развития города не очевидны и пока еще зависят от политики властей. Поэтому имеет смысл продолжить обсуждение.
Автосборка.spb: непрофильный актив?


Из шести иностранных автосборочных заводов, заложенных или строящихся в России «с нуля», четыре приходятся на Санкт-Петербург (два других – в Калуге). Скоро в нашем городе будет самая высокая в стране концентрация подобных производств. Это почти свершившийся факт. Но его последствия для дальнейшего развития города не очевидны и пока еще зависят от политики властей. Поэтому имеет смысл продолжить обсуждение.

Почему они пришли?

Иностранных инвесторов интересуют прежде всего новые рынки. Российский рынок автомобилей растет на 15% в год при общемировых темпах в 3%. Поэтому борьба ведущих автомобильных компаний за долю нашего рынка обостряется. Если раньше, несмотря на высокие таможенные пошлины и транспортные расходы, они ввозили только готовые автомобили, то сегодня их стратегия изменилась. Они начали строить автосборочные производства. Кому и почему это выгодно?

Мировая автомобильная промышленность сильно изменилась за последние 20 лет. Во-первых, в результате слияний компаний стало меньше, осталось примерно десять. Во-вторых, они стали глобальными, то есть разнесли свои производственные операции по всему миру, размещая их там, где это выгодно с точки зрения издержек или продаж. В-третьих, рассосредоточили по отдельным фирмам-поставщикам производство автокомпонентов. Под мировым брэндом “Toyota” или “Chrysler” автомобили только проектируются и собираются, а двигатели, шасси, тормоза, инжекторы, и т.д. для каждой модели делают 300-400 независимых компаний. Автосборка – это только конечные узлы глобальной сети, в которых местные рабочие выполняют простые операции.

В технологической цепочке создания автомобиля самым сложным являются разработка и производство компонентов. Именно на них, а не на конечную сборку, приходится основная часть добавленной стоимости. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью того, что поступает на завод, и того, что из него выходит в виде продукции. На автосборочном производстве, куда поступают машинокомплекты и откуда выходят новенькие авто, добавленная стоимость на самом деле очень мала: среднемировая не более 25%, а в странах с дешевой рабочей силой гораздо ниже. Допустим, если новый автомобиль, собранный в России, стоит 15 тыс. у.е., то в стране из этой суммы произведено не более 2-3 тыс. Остальные 12-13 тыс. уходят зарубежным поставщикам. Поэтому мировая конкуренция стран состоит в том, чтобы занять те места в глобальных производственных цепочках, где создается больше стоимости. Это, прежде всего, дизайн, управление, интеграция, а также разработка и производство высокотехнологичных компонентов.

Ринувшись строить в России автосборочные заводы, мировые гиганты решают сразу несколько задач. Они приближают производство к рынкам. Они экономят на таможенных пошлинах, поскольку российское правительство освободило их от пошлин на пять лет. Они экономят на налогах, которые им снизили, и на цене рабочей силы. При этом они оставляют основную часть производства компонентов, именно ту, где важны инженерно-технологические решения, за пределами России. Поэтому их приход – не заслуга российских властей, а четкий и понятный расчет компаний на захват растущего рынка с минимумом издержек. Каждое из строящихся производств рассчитано на выпуск 70-100 тыс. авто в год. В результате, через несколько лет более половины от 2 млн. новых иномарок, которые приобретут российские граждане, будут собраны в России (но, по сути, произведены за ее пределами).

Какая польза России?

Пока что непосредственная польза от автосборки равняется ее отличию от простого импорта. А отличие это небольшое. Инвестиционные соглашения освобождают иностранные компании от пошлины на ввоз компонентов и от налога на имущество. То есть автомобили как бы импортируются беспошлинно, но по частям, и собираются на месте. Не зря же с 2002 по 2006 г. завод Ford во Всеволожске был юридически оформлен как таможенный склад. В итоге российский потребитель получает иномарки без таможенной наценки, а экономика – небольшую часть добавленной стоимости, кусочек общемировой цепочки, и некоторое число рабочих мест. Власти получают зачет по пиару, поток лести со стороны мировых концернов и некоторые поступления в казну.

На самом деле важнейшей частью соглашений с инвесторами является обязательный переход к производству части компонентов в России – 30% через пять лет. Благодаря локализации автосборочные заводы дали бы толчок развитию других, более сложных производств, импорту технологий, а не железяк. В конечном счете, мы хоть немного переместились бы по технологической цепочке и встроились бы в мировое разделение труда не только закручиванием болтов. Но выполнять условия этих соглашений иностранные компании либо не могут, либо не торопятся. Правительство же просто обязано и принуждать иностранные компании производить компоненты в России, и стимулировать отечественные предприятия к работе с мировыми брэндами. Иначе это игра в одни ворота.

Почему Петербург?

Конечно, не из любви к творению Петра. Здесь есть порт, через который удобно завозить машинокомплекты, хорошая транспортная инфраструктура, позволяющая развозить продукцию по стране, и рабочая сила. Сначала Toyota намеревалась строить завод в Нижнем Новгороде, но дефицит рабочей силы – все уехали в Москву – заставил изменить решение в пользу Петербурга. Следом сразу же пришли Nissan, GM и Suzuki. Почему они кучкуются, то есть образуют кластер? Кроме чисто географических выгод, есть еще важная, но не очевидная причина. Единым фронтом удобнее создавать для себя благоприятную среду: упрощать «растаможку», улучшать логистику, требовать от властей вложений в инфраструктуру.

Городским властям приход таких компаний тоже приятен. Прежде всего потому, что эти компании крупные. А с крупными легче договариваться и легче работать. Потому, что не надо создавать единые и прозрачные процедуры и законы, как в случае, когда хотят развивать малый и средний бизнес, а достаточно подписать некие двусторонние соглашения. Это не требует от администрации больших трудозатрат и высокой компетенции, хотя не следует умалять значимость лоббистских навыков и усилий, благодаря которым город обрастает крупными налогоплательщиками.

Выгоды для города. Знак вопроса

Непосредственные выгоды понятны. Первые лица перережут ленточки. С конвейера будут съезжать блестящие авто, рабочие будут ходить в фирменных спецовках, менеджеры будут принимать эффективные решения, городская казна получит с каждого завода около миллиарда рублей за пять лет. Магия брэндов затмит примитивный характер труда.

Но реальные выгоды надо оценивать стратегически. То есть в долгосрочной перспективе, сопоставляя их с миссией города или хотя бы с его местом в национальной экономике. Говоря об автосборке, надо спрашивать, является ли именно такая инвестиция – труда, земли, репутации города, его инфраструктурных мощностей – самой выгодной. Оценивать надо с точки зрения альтернатив или даже упускаемых возможностей.

Из всех городов России Петербург имеет самые высокие шансы стать пост-индустриальным мировым центром. Через такие центры проходят международные транспортные, информационные, финансовые, туристические потоки. Основная часть их валового продукта создается в секторе управления и логистики, производства знаний и информации, в сфере науки, культуры и туризма. Формирующийся отраслевой профиль Петербурга включает экспортно-ориентированное наукоемкое производство, растущий сектор информационных и программных продуктов. Географией и историей Петербург предназначен быть площадкой для диалога с Европой и средством интеграции в мировую торговлю.

Автосборочные производства едва ли вписываются в стратегию города, в его идентичность как культурной и интеллектуальной столицы. Петербург также трудно представить себе «Детройтом», как Амстердам или Лондон. Из десятков новых автосборочных производств, построенных в последние годы в Восточной Европе, ни одно не «воткнули» в Прагу или в Будапешт. В XXI веке у таких городов другая функция. Стимулирование постиндустриального роста требует более тонких и сложных усилий, чем умение «договариваться» с крупными промышленными или сырьевыми компаниями. Пустить автосборщиков гораздо проще, чем создавать благоприятную среду и поддерживать наметившийся в Петербурге рост сектора программных и информационных услуг.

Хотя производственные корпуса в Шушарах уже почти построены, последствиями этого решения еще можно управлять. В первую очередь, конечно, не надо менять образ города и сдавать его «брэнд» мировому автопрому. У Тольятти, Нижнего, Ульяновска больше оснований быть столицами автопрома. Кто-то из них все же выживет, несмотря на поток иномарок питерской сборки. Но главная задача состоит в выстраивании дальнейшей политики локализации, то есть развития полноценного производства автокомпонентов. С одной стороны, нужно заставить инвесторов выполнять соглашения и размещать заказы в России, тем самым продвигая ее по мировой технологической цепочке. С другой стороны, строительство новых заводов в Петербурге не уместно. Их можно размещать в Ленинградской области, для многих районов которой это было бы настоящим подарком, или в других регионах СЗФО (Вологодская область идет в этом направлении). Тем самым обеспечивалось бы более сбалансированное развитие Северо-Запада, основанное на рациональном разделении труда. За Петербургом же в любом случае сохранится роль транспортно-логистического и координационного центра.

Мировые автомобильные концерны находятся друг с другом в жесткой конкуренции. GM и Toyota борются за то, кто будет номер один в мире. Зазор между ними – всего несколько сотен тысяч машин. В такой ситуации им крайне нужен российский рынок. Поэтому переговорная сила уже на стороне российских властей. Нужно только научиться ею пользоваться – тактично, но последовательно, извлекая стратегические, а не сиюминутные выгоды.

Вадим Волков, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге.


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Авиакомпания «Уральские авиалинии»
«Уральские авиалинии» завоевали «Крылья России» как авиакомпания года
10 апреля состоялась церемония награждения 21-ой национальной отраслевой премии «Крылья России» по итогам 2017 года. «Уральские авиалинии» удостоены звания «Авиакомпания года», став дипломантом в двух номинациях: «Внутренние авиаперевозки в группе I» и «Международные регулярные перевозки»
«Главстрой-СПб»
«Главстрой-СПб» начал продажу 266 квартир пятой очереди ЖК «Юнтолово»
Компания «Главстрой-СПб» приступила к реализации квартир в одном из пяти корпусов новой очереди проекта комплексного освоения территорий – ЖК «Юнтолово» в Приморском районе. На старте продаж стоимость квадратного метра составляет от 71 100 рублей.
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
Банк «Санкт-Петербург» открыл кредитную линию группе компаний IDS Group
Банк «Санкт-Петербург» открыл кредитную линию ООО «Интеллект Дриллинг Сервисиз», предприятию группы компаний Ай Ди Эс (IDS Group)