В новом сезоне отечественное телевидение, видимо, отчаявшись искать счастья (читай – высоких рейтингов) в сфере обыденного, стало все чаще обращаться к миру таинственного. Даже скромный канал «ТВ 3», почувствовав моду на загадочное и непостижимое, запустил в сентябре сразу две программы с мистическим антуражем: кулинарное шоу «Рецепты судьбы» и ток-шоу «Тайны» - этакий магический вариант одиозных «Окон» с Нагиевым.
И это притом, что в сетке вещания канала тайн и ужасов хватает. Вот лишь фрагменты традиционного репертуара «ТВ 3»: сериалы «Байки из склепа» и «Говорящая с призраками», фильмы «Грендель», «Подземная ловушка» и «Дом Франкенштейна». Даже мультики здесь показывают жуткие – одно название «Мурашки» чего стоит...
Не отстает от модной тенденции и позитивный «СТС», до недавнего времени предпочитавший хоррору глуповатую комедию или юмористическую программу с профессиональными хохмачами из «ОСП-студии». «Первый развлекательный» запустил этой осенью приключенческое шоу «Звонок», довольно откровенно – начиная с названия и заканчивая гнетущим музыкально-звуковым сопровождением – стилизующееся под одноименный культовый фильм ужасов. При желании загадочное и таинственное можно найти и в потоках бульварной шок-журналистики на «НТВ». Здесь характерны одни названия проектов. Взять хотя бы передачи «Русские сенсации» и «Ты не поверишь!», дразнящие и заманивающие громкой вывеской доверчивого зрителя, охочего до историй о зеленых человечках.
Однако наиболее видной премьерой осени стало появление на канале «ТНТ» шоу «Гипноз». К слову, мистики на «ТНТ» и без того было хоть отбавляй. Уже не первый сезон, например, в эфире канала регулярно происходит форменный шабаш под названием «Битва экстрасенсов». Помимо этого телевизионного слета кудесников можно вспомнить также откровенно «желтую» программу «Необъяснимо, но факт». В ней странного вида ведущий, прожигая зрителя насквозь cтальным взглядом чекиста, выдавал гениальные фразы вроде «Говорят, в этом доме завелись гномы. Посмотрим, так ли это».
Схема новой передачи на «ТНТ» довольно проста: ведущий – профессиональный гипнотизер Дмитрий Домбровский – отбирает из зрительного зала десять добровольцев. На время программы они становятся подопытными кроликами, призванными продемонстрировать глубины и чудеса человеческого подсознания. После немудреных манипуляций ведущего, погружающего героев в сон и зачитывающего им своеобразные инструкции, участники начинают вытворять невиданные вещи – курить через ухо, танцевать стриптиз, забывать элементарные слова и т.д. Очнувшись от гипнотического дурмана, они исповедуются телекамере – дескать, никогда не думал, что способен на такое!
Создатели проекта, представляя его зрителю, всячески пытались убедить нас в том, что в их программе все будет по-честному – без подстав и подсадных уток. Лично я не присутствовал на съемочной площадке шоу, а потому не беру на себя смелость утверждать что-либо со стопроцентной уверенностью. Однако как рядовой зритель могу заявить: «Гипноз» производит впечатление плохо разыгранного студенческого капустника. «Загипнотизированным» участникам программы, якобы высвобождающим содержание глубинных пластов своей психики и открывающим в себе неожиданные таланты, попросту самим смешно от всей этой клоунады. Большая часть нелепостей «откалывается» ими с улыбкой на лице.
Вот гипнотизер Домбровский программирует двух девушек: по его сигналу одна их них будет говорить все громче, а другая – все тише. Какое-то время барышни клюют носами, затем просыпаются и начинают вести свой абсурдистский, чеховский диалог не слышащих друг друга людей, более всего напоминающий дурную пародию на поздние фильмы Киры Муратовой. Опять-таки, не стремлюсь примерять на себя роль разоблачителя, но слишком уж театральны в это время выражения лиц участниц и чересчур наигранны их манеры.
Или возьмем другую ситуацию, задуманную ведущим «Гипноза». Три вполне обычных парня, сидящие рядом друг с другом на стульях, превращаются Домбровским в – скажем так – лица нетрадиционной сексуальной ориентации. Один участник гладит другого по коленке, третий, оставшийся без мужского внимания, начинает ревновать и пересаживаться с места на место. Сценка была бы вполне забавной, длись она всего минуту-другую. Но участники явно переигрывают, затягивая эту историю о чистой мужской любви минут на шесть и продолжая - все более и более неумело - изображать из себя геев.
Как гласят различные источники, сам Дмитрий Домбровский является популярным и опытным эстрадным гипнотизером, специалистом по саморегуляции и медитации. С 1989 года он колесит по России и ближнему зарубежью с шоу-программами вроде «Откройте в себе талант». Размах деятельности Домбровского - как и в случае с другим видным представителем паранауки доктором Курпатовым - нешуточный. Помимо выступлений с концертами и лекциями, гипнотизер активно выпускает аудиодиски и DVD, рассказывающие о том, как бросить курить, подготовиться к экзамену или же восстановить свои сексуальные функции. Кроме того, для всех желающих познакомиться с искусством шаманов, неутомимый Домбровский организовывает экспедиции в Перу и Эквадор. В общем, этим человеком создана целая индустрия, которая еще долго будет приносить дивиденды в нашей склонной к мистицизму стране.
И все-таки очень странно, что фигуры, подобные гипнотизеру с «ТНТ» или докторам Малахову и Курпатову с «Первого», получают такой широкий доступ к медиаресурсам в наше относительно цивилизованное и бесконечно циничное время. Ведь одно дело, когда на рубеже 80-90-х вся страна собиралась у телеэкранов и, открыв рот, внимала «установкам» Кашпировского и Чумака. То была эпоха помутнения массового сознания, полная беспросветность которой вынудила население потерять всяческое доверие к властям и искать защиты у магов, целителей и прочих хиромантов. Сегодня, кажется, люди решительно поумнели, а посему продолжатели дела Кашпировского должны, по логике вещей, сидеть без работы.
Но, во-первых, человеческой природе всегда будет свойственно любопытство. А во-вторых, сейчас, когда миром правят скука и апатия, наевшееся гламура и всевозможного экстрима население готово искать развлечений где угодно. Потому-то люди вновь внимают историям об НЛО и вверяют свое здоровье предприимчивым лжеученым.
Есть и еще одно, крайне важное обстоятельство, связанное с наступившим оккультным бумом. С помощью шоу вроде «Гипноза» современная индустрия массовой культуры окончательно порабощает своего рядового потребителя, подчиняет себе, выворачивая наизнанку сознание человека и превращая его, как писал М. Фуко, в исповедующееся животное. Иными словами, все ваши тайные фобии, помыслы и наклонности, все, что скрывалось в глубинах вашей психики, отныне известно телевизионному Большому брату. Такое не снилось даже Джорджу Оруэллу.
Сергей Ильченко-мл.
Сеанс черной магии без разоблачения
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ