Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Владимир Чуров: Я не знаю, кто будет президентом (фото)

Владимир Чуров: Я не знаю, кто будет президентом (фото)

323

В день своего первого официального визита в Петербург в новом статусе глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров побывал в гостях в Агентстве журналистских расследований. И рассказал о том, почему очень важным фактором в предвыборной кампании является «черная пропаганда», какой может быть явка, а также о других нюансах думской избирательной.



- Говорят, что «сверху» спущена установка о том, чтобы явка составила более 60%.

- Никакой директивы никем не спущено. Еще в марте текущего года я оценивал ситуацию, исходя из своих соображений и расчетов. И выходило, что явка может составить около 60% избирателей, если не произойдет ничего экстраординарного. Пока социологические опросы на конец августа подтверждают возможность достижения такого результата.

- В Петербурге в 2003-ем году голосовать в день выборов в ГосДуму пришли 34% избирателей. На последних выборах в ЗакС – 29%. Беспокоят ли показатели явки? Какой она должна быть в целом по России и в нашем городе в частности?

- Пока особой обеспокоенности нет, - впереди три месяца избирательной кампании. Посмотрим, какие прогнозы будут давать научные социологические опросы за месяц до голосования. В целом по России прогнозируется явка в 49,5%. Для данных на конец августа - это приличный показатель. По Петербургу цифры несколько меньше, но беспокоиться пока рано.

- И все же, интерес к выборам снижается?

- Я не уверен в правильности таких прогнозов. Даже у СМИ интерес к выборам существенно выше, чем 4 года назад. Это тоже оценка. Кстати, пресса помогает нам контролировать деятельность комиссий в субъектах федерации…

- Какие методами вы планируете привлечь избирателя на избирательный участок. Наверняка существуют какие-то технологии?

- У центральной избирательной комиссии технологии известные. Это - хорошее оборудование избирательных участков, полное информирование избирателя о том, когда он может проголосовать, где, за кого, какова процедура контроля за ходом голосования и подсчета голосов за партии. А приводят его (избирателя – авт.) на участки партии. Много будет зависеть от того, как они будут работать. Очень важный фактор в этом процессе - «черная» пропаганда: если ее будет мало, явка будет выше. Использование «черных» технологий не в интересах ни одной из партий. Если конкуренты на выборах начнут по очереди организовывать подобные акции друг против друга, получится общая свалка, итог которой один: избиратель, наблюдающий за всем этим, просто не придет на выборы. Ни одна партия от этого не выиграет.

- Как бороться с административным ресурсом на выборах?

- На федеральных выборах административный ресурс используется в меньшей степени, нежели на региональных. Я допускаю, что в регионах пользуются такими методами. Мы будем это пресекать - в тех случаях, когда достоверно доказано, что ресурс используется.

- В городе активно обсуждается возможность участия губернатора в избирательной кампании в списке одной из партий. По опыту других субъектов федерации, сложнее ли работать на такой должности, будучи обремененным еще и избирательной кампанией?

- Есть определенные, предусмотренные законом ограничения на действия лица, замещающего государственную должность и решившего принять участие в избирательной кампании. Но обеспечением соблюдения этих правил занимаются сами кандидаты, их доверенные и уполномоченные лица.

- Во время встречи с главой города вы обсуждали эти темы?

- Нет, на эти темы мы не разговаривали. По закону я лишен права влиять на решения о выдвижении того или иного кандидата. И подключаюсь к процессу только на этапе проверки данных той или иной персоны.

- Как вы относитесь к т.н. «паровозам» в списках?

- Даже в прессе последнее время все реже и реже используется этот термин. По многим причинам. Ведь не зря партии пошли на проведение праймериз. Они заинтересованы, чтобы у них в списках были на самом деле известные люди с высоким электоральным рейтингом. Потому что когда гражданин придет на избирательный участок, он увидит в бюллетене не только название партии, но и до шести фамилий под названием каждой из них. А на стендах сможет посмотреть весь остальной список кандидатов, их биографию, данные об имуществе, доходах и т.д… Избиратель будет ставить на весы и мнение о партиях, и, как гирьки, мнение о конкретных персонах. Есть вероятность того, что одно другое может перевесить. Это - тонкий механизм. И он сконструирован не зря. Поэтому все партии заинтересованы в том, чтобы суммарный рейтинг списка был выше рейтинга партии.

- То есть критика поощряется?

- Конечно, более того, в каждый случай, если он серьезный, я сам вмешиваюсь.

- Можно ли проголосовать с паспортом СССР?

- Это хитрая юридическая задачка. Старый паспорт СССР с вкладышем РФ не лишает гражданства. А значит, избиратель может проголосовать. В России сейчас насчитывается 200 тысяч граждан, которые не обменяли паспорта. В Петербурге таких несколько десятков тысяч.

- Вы сами на прошлых выборах в ГосДуму за какую партию голосовали? И за какую будете?
- По должности мне нельзя говорить о пристрастиях, как «человеку в футляре». Хотя по поводу прошлых выборов это не бог весть какой секрет. Я шел в Думу по спискам ЛДПР, будучи беспартийным. Естественно, я отдал голос за свой партийный список.

- В Петербурге на последних выборах в ЗакС Петербурга было много скандалов, связанных с использованием систем подсчета голосов и высоким избирательным залогом…

- Закон о выборах в Петербурге федеральному законодательству не противоречит, но от него отличается. После марта 2008-го года мы будем заниматься законами в субъектах федерации. Сейчас же мы проводим работу по сравнению методов подсчета голосов и распределения депутатских мандатов. На текущих федеральных выборах будет применяться стандартный метод Хэйра. Особенность двух методов, вызывающих споры, Д’Ондта и Империалли, заключается в том, что они очень сильно зависят от двух параметров: общего числа мандатов в парламенте и от распределения голосов между партиями. Мы сейчас проводим эти расчеты. Там не все так просто.

- Вы высказываете много идей по модернизации выборов…

- Не много, а одну, но она пока не имеет ни правовой основы, ни расчетов. Это - голосование с помощью спутниковых систем. Для того, чтобы ее запустить, мы должны обеспечить трансляцию по двум пучкам каналов. Система позиционирования определяет территорию голосования, а система связи - информацию о голосовании. Проблема заключается в том, как деперсонифицировать данные, которые поступают на спутник. Нужно сделать так, чтобы не было доступа к персональной информации. Со специалистами эта идея пока не обсуждалась.

- Зачем это нужно?

- А почему бы нет? Кто знает, может быть, к следующим думским кампаниям в 2012 и 2016 годах мы и сами будем на спутниках жить… Цель - исключить человеческий фактор и сэкономить деньги. Сейчас стоимость выборов для одного избирателя чуть меньше сорока рублей. Если мы докажем, что новые технологии обеспечат более дешевый и точный способ подсчета голосов, это снимет сомнения в целесообразности внедрения. Может быть и наоборот. Вот пример электронного голосования. В Казахстане 1500 участков было оборудовано системами электронного голосования. Избиратель мог проголосовать электронным способом и тогда он получал магнитную карту с персональным доступом, с помощью которой на сенсорном экране голосовал за ту или иную партию. А мог выбрать традиционный бумажный способ. На том участке, где я был, из 1000 проголосовавших электронный способ выбрало всего 78 человек. У нас только пять участков такой системой оборудовано, в Саратове. В Великобритании тоже пять.

- Федеральный закон о выборах депутатов ГосДумы прописывает возможность пройти, в том числе, тем партиям, которые набрали меньше 7-ми процентов голосов избирателей. Т.е. таких результатов, как в Казахстане, у нас не будет.

- В России не может быть однопартийного парламента. Поэтому нашим законом устанавливается «плавающий» 7% барьер. Партии, его перешедшие, должны в сумме набрать 60% от числа проголосовавших. Таким образом, законодатели прописали в законе гарантию от однопартийного парламента. Если только одна партия преодолевает 7% барьер и одна набирает 60%, или если в парламент проходят несколько партий и в сумме они не набирают 60% от проголосовавших, то к распределению мандатов допускают следующую партию, сколько бы процентов голосов она не набрала. И так до тех пор, пока в сумме две или более представленных в парламенте партий не наберут 60 % или больше голосов пришедших на избирательные участки.

- Стоит ли в будущем вернуть в бюллетень графу «против всех», на чем настаивает оппозиция?

- Нет. В соответствии с рекомендацией ОБСЕ. В отчете Миссии ОБСЕ/БДИЧ по наблюдению за выборами №ODIHR.GAL/4/04 от 27 января 2004 года сказано: «Следует думать об устранении положений, позволяющих голосовать «против всех», поскольку таким образом невозможно учесть политическую волю избирателей, голосующих «против всех» на выборах по федеральному округу». В европейских государствах такой графы нет.

- Сколько за последние несколько лет сотрудников избирательных комиссий привлечены к ответственности за фальсификации результатов выборов? Как вы думаете, соответствуют ли эти цифры реальности?

- За период с 2005 по 2007 гг. состоялись 15 судебных решений о вынесении наказания членам участковых избирательных комиссий по 142 и 142¹ статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. Такие судебные решения вынесены в Астраханской области, Дагестане, Республике Коми, Краснодарском крае, Саратовской области, Сахалинской области, Тверской области, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Ульяновской области, Чувашской Республике и на Чукотке.

В целом очень небольшое число заявлений о нарушениях находит фактическое подтверждение при рассмотрении обращений как по системе избирательных комиссий, так и в судах. В частности, по итогам выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации 11 марта и 15 апреля 2007 г. было заявлено 147 нарушений в 15 субъектах Российской Федерации. Получили подтверждение 31. Данная цифра превышает соответствующие цифры в отчетах правозащитных организаций.

- Почему ЦИК решил выйти к Интернет-сообществу именно через Живой журнал?

- Центральная избирательная комиссия давно участвует в так называемом Интернет-сообществе. Наш сайт появился в 2002 году. Кроме того, с 2003 г. все данные о выборах всех уровней, вплоть до протокола с каждого конкретного участка, размещаются в Интернете. Руководители Центральной избирательной комиссии и члены Центральной избирательной комиссии постоянно участвуют в он-лайн конференциях. Поэтому наш интерес к Живому Журналу есть лишь попытка расширить контакты с Интернет-сообществом.

- Что может стать причиной отставки Чурова с поста руководителя ЦИК?

- Нарушение закона или приобретение иностранного гражданства.

- Каково вам было сменить на этом посту Вешнякова, который едва ли не ассоциировался с избирательной системой?

- Не знаю, кто с кем ассоциируется. После 1993 года в России было три руководителя избирательной комиссии. Я - четвертый. Хорошо знаю всех моих предшественников, со всеми сотрудничаю. Рябов недавно вернулся из-за рубежа, с должности посла в Кишиневе. Сейчас оформляет пенсию. Мы с ним встречались. Александр Иванченко возглавил центр избирательных технологий при ЦИК РФ. Александр Вешняков согласился стать почетным президентом Фонда «Свободные выборы», одним из учредителей которого является ЦИК…

- Не жалеете, что вместе с Путиным не ушли из мэрии после того, как проиграла выборы команда Собчака?

- Нет, не жалею. Тогда бы я не смог активно участвовать в подготовке и проведении празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

- Кто будет президентом России в 2008 году?

- Не знаю. Более того, я даже не знаю, кто станет кандидатами на выборах в Государственную Думу. Первые фамилии мы узнаем после 15 сентября, когда первая партия проведет свой съезд. А пока нет ни одного кандидата ни в Думу, ни в президенты, даже если они сами об этом активно говорят.

- Как вы думаете, в России возможны свободные выборы?

- В соответствии с законодательством Российской Федерации демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум, являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Алексей Яушев,
Александра Медведева,
фото Валентина Илюшина
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях