0

Маршрутный конкурс-2: перевозчики уже волнуются

Очередной конкурс, на котором разыграют маршруты для общественного транспорта, должен стартовать в августе. Впрочем, это может и не произойти: ситуация на рынке перевозок неоднозначна. По слухам, оставить без новых маршрутов собираются победителей прошлого конкурса и «отъявленных нелегалов» с небольшим парком подвижного состава.

ПоделитьсяПоделиться

Очередной конкурс, на котором разыграют маршруты для общественного транспорта, должен стартовать уже в августе. Впрочем, это может и не произойти. Ситуация на рынке автоперевозчиков неоднозначна.

Конкурс в 13 лотов на 21 социальный и 65 коммерческих маршрутов должен стартовать в августе. Итоги могут быть подведены в начале октября. Однако по сведениям источников в Комитете по транспорту, уже сегодня власти «прикидывают», кто в нем победит. По неофициальным сведениям, оставить без новых маршрутов планируется победителей прошлого конкурса, которые и так уже работают в городе и «отъявленных нелегалов», у которых нет крупного подвижного состава.

Рынок перевозчиков сегодня представлен несколькими десятками компаний. Напомним, что в 2005-ом году был проведен конкурс, на котором разыгрывали первый пакет маршрутов. В нем победили шесть компаний: ЗАО «Барс», ЗАО «Такси-2», ОАО «Третий парк», ООО «Вест-Сервис», ООО «ПТК» и ООО «ПИТЕР АВТО». Помимо них на рынке легально работает ряд компаний, заключивших договор с ГУП «Пассажиравтотранс». По результатам конкурса за ГУП осталось обслуживание части социальных и коммерческих маршрутов.

При этом, не имея утвержденных маршрутов, «нелегалы» выбирают наиболее выгодные с коммерческой точки зрения маршруты, порой дублируя уже существующие. Иногда, навешивают таблички с номерами маршрутов, под которыми осуществляют перевозки пассажиров компании-победители. Или используют номера не связанные с нумерацией маршрутной сети Петербурга. Впрочем, предъявить претензии за это никто частным маршрутчикам не может по разным обстоятельствам. Любой человек, купивший газель и получивший лицензию, повесив табличку «всюду» может кататься по городу и возить пассажиров. Этим успешно пользуются. Встречаются и такие, которые перед номером маршрута приписывают букву «Э» (экскурсионная). Другие «умельцы» используют на маршрутах номера телефонов, например, справочных служб «053» или «050»(как наиболее запоминающиеся). И единственное, что объединяет подобных перевозчиков – то что все они работают исключительно на коммерческой основе.

Ассоциация перевозчиков пассажиров разработала и направила в начале 2007 года в ЗакС проект закона уточняющего действующий нормативный акт, предусматривающий административные взыскания за подобные противоправные действия. Однако он до сих пор не принят в первом чтении.

Пока маршрутки довозят пассажиров из пункта «А» в пункт «Б», простых граждан мало волнует, кто их обслуживает. Актуальным это становится, когда конкуренты устраивают гонки на дорогах по «встречной», забывая о бесценном «грузе». Или когда за рулем находится нетрезвый водитель. Как пояснили специалисты, основное отличие «черных» и «белых» перевозчиков в том, что компании – победители водителей нанимают на официальную работу, контролируют их работу на маршруте и несут все бремя содержания автобусов. А в «нелегальных» компаниях в большинстве своем числятся частники, то есть водители, которые в свое время сами купили себе транспорт, сами на нем работают, и сами же его ремонтируют. Если даже в лицензированных компаниях водители соглашаются проходить обследование состояния своего здоровья перед рейсом «из под палки», то собственника машины никто не заставит этого делать – сел в автобус, припаркованный около дома, и поехал возить пассажиров. У законодательства по этому поводу два мнения: один закон предписывает обязательное обследование водителей утром и вечером, другой – только утром и выборочный вечером после смены.

Как рассказал зам генерального директора компании «Третий парк» Михаил Богданов, водители в компаниях – победителях конкурса, в том числе и «Третьего парка» обследуются каждый день перед выездом на маршрут. Раз в полгода проходят курсы повышения квалификации. Работают водители по установленному графику и получают заработную плату выше прожиточного минимума, которая облагается всеми видами налогообложения. Хотя власти уже настаивают, чтобы официальная зарплата была не просто выше прожиточного минимума, а средней по всей отрасли.

«У нас есть отдел безопасности движения, через который проходят все будущие работники, которые приходят наниматься на работу. Если человек на заднем сидении автобуса ищет руль… таким на нашем предприятие не место. Все водители имеют трудовые книжки. При принятии на работу устанавливается испытательный срок в один месяц», - сообщил Богданов.

На протяжении уже полутора лет маршрутная сеть города постепенно освобождается от опеки «нелегальных» перевозчиков, переходя на обслуживание компаний-победителей в конкурсе. Эти процессы проходят в весьма неспокойной обстановке. Известен случай, когда водитель нелегальной маршрутки просто-напросто переехал своим автобусом водителя другого автобуса – легального перевозчика, который пытался не допустить незаконную перевозку пассажиров. Постепенно экономика «нелегалов» заставляет их оставаться не у дел, поскольку провозная плата в 8 – 10 рублей позволяет использовать до максимального технического предела автобусы, купленные три-пять лет назад, а о приобретении новых автобусов речь идти не может.

«Нелегалы» безуспешно пытаются оспорить результаты прошлогоднего конкурса, а если не получиться, то и нового. На одном из заседаний общественных слушаний по этой теме в городском парламенте представители «нелегалов» долго говорили о нарушениях, допущенных во время проведения конкурса в декабре 2005-го года. Обиды проигравших были адресованы и победителям, и председателю Комитета по транспорту Александру Дацюку. Тот пояснил, что рынок перевозчиков сократился после проведения тендера. Но это, по его мнению, пошло только на пользу. По его словам, если в 90-х годах ежедневно на линии выходило 2700 автобусов, 1688 трамваев и 960 троллейбусов, то на начало 2006 года эти показатели сократились в 2,5 раза. После того, как с 1 апреля 2006 года победители конкурса начали работать на социальных маршрутах, количество автобусов на линиях возросло на 686 машин. Тогда полноценного обсуждения не получилось, поскольку все свелось к публичным обвинительным речам со стороны представителей «нелегалов» в адрес победителей конкурса.

У Ассоциации перевозчиков пассажиров свое мнение на ход развития событий. По словам председателя правления ассоциации Василия Киселева, играя на опережение, «нелегалы» развернули в ряде СМИ полномаштабную PR-акцию: «Компании-победители прошлогоднего конкурса выставляются нарушителями всех мыслимых и немыслимых правил перевозки пассажиров. Но это не правда. Просто кто-то очень сильно хочет намекнуть горадминистрации, что им не должно быть места в очередном конкурсе. Видимо, это будет продолжаться до тех пор, пока недовольные «нелегалы» не легализуют свою перевозочную деятельность. Это у них может получиться, либо если они победят в новом конкурсе, либо сорвут его проведение или подведение результатов», - считает Киселев. По его мнению, условия нового конкурса должны быть ориентированы на выполнение выигравшими компаниями городских социальных перевозок на тех же условиях, что и социальные перевозки, выполняемые сегодня негосударственными членами Ассоциации, т.е. приобретение новых автобусов большой вместимости и несение бремени расходов по содержанию, выполняемых городских социальных автобусных перевозок.

«Особенно неприглядно выглядит картина, этой с позволения сказать «борьбы», когда представители «нелегалов» наперебой начинают обвинять компании-победителей в повышенной аварийности их транспорта. ДТП с пострадавшими с участием автобуса компании-победителя, подается ими как одно среди многочисленных случаев, измеряемых десятками и сотнями. И здесь уже неважно, кто прав, а кто виноват в ДТП. Главное, что это ДТП произошло с маршрутным автобусом. А самое главное с автобусом компании-победителя. Ну, тут уж держитесь компании-победители. Прискорбно, что человеческие жертвы становятся какой-то разменной монетой в борьбе за сохранение своего бизнеса. Мы со своей стороны предлагали для реализации с 2007 года долголетнюю программу по дополнительному профессиональному образованию и антиаварийной подготовке водителей автобусов на базе двух специально оборудованных площадок, одна из которых находится под эгидой ГУП «Пассажиравтотранс». Однако выделенные из бюджета средства по какой-то мало объяснимой причине по предложению горадминистрации были перенаправлены на проведение рекламно-профилактических мероприятий по борьбе с распространением наркотиков» - говорит Киселев.

Александра Медведева
Фонтанка.ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...