30 марта 1923 года была утверждена инструкция о порядке осуществления контроля за репертуаром. Кроме профильного ведомства – Народного комиссариата просвещения РСФСР, ее подписали «искусствоведы в штатском» – комиссариат внутренних дел и комиссариат юстиции.
Вопросы постановки спектаклей, выпуска кинофильмов, фотовыставок и даже музыкальных и цирковых постановок передавались в компетенцию Главлита – Главного управления по делам литературы и издательства (именуемого диссидентами «цензурой»). При нем создавался специальный комитет по контролю за репертуаром. Без его разрешения ни одно произведение не могло быть допущено к публичному исполнению или демонстрированию.
Для получения таких разрешений надо было представить в комитет установленное количество экземпляров произведений и оплатить специальный сбор. В лучшем случае автор получал один экземпляр с разрешением. Если же цензура «зарубала» рукопись, то представленные экземпляры обратно владельцам не выдавались, а копии неразрешенных кинокартин подлежали конфискации через органы НКВД. Внесение каких-либо изменений в тексте и исполнение уже разрешенных к постановке произведений без согласия органа контроля не допускалось. Кроме разрешения, которое было действительно на всей территории РСФСР, авторы спектаклей должны были проводить регистрацию зрелищ в органах контроля на местах.
Политическая цель цензуры даже не отрицался – в число контролеров включались сотрудники Государственного политического управления (ГПУ). Им и представителям Главлита во всех театрах должны были предоставляться постоянные места не далее четвертого ряда, а также бесплатная вешалка и программа. Публичное исполнение и демонстрирование произведений без надлежащего разрешения каралось принудительными работами или штрафом до 300 рублей золотом.
Деятельность цензоров иногда доходила до абсурда. Например, дабы соблюсти действующий запрет на неразглашение названий воинский частей и имен их командиров было заменено название книги «Слово о полку Игореве». В 1935 году жертвой Главлита стала пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», экранизированная Леонидом Гайдаем 40 лет спустя, многие другие известные произведения.
В 1953 году Главлит был переименован в управление по охране военных и государственных тайн в печати. С принятием Закона РФ «О средствах массовой информации» на базе региональных структур были созданы инспекции по защите свободы печати, в которые перешли многие сотрудники цензуры. В Ленинграде органы Главлита занимали несколько этажей в доме N14 по Садовой улице. В этих помещениях и сегодня расположено Управление Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, осуществляющее контроль за деятельностью СМИ.
84 года назад в СССР ввели театральную цензуру
ПО ТЕМЕ