Судебные приставы получили законное право проверять документы и досматривать граждан.
Уже много лет на основании утвержденных председателями судов регламентов приставы проверяют документы у всех входящих, записывают паспортные данные, а также проверяют металлодетектором. Однако Федеральный закон «О судебных приставах» такого права «бойцам Фемиды» не предоставляет.
Внесенные 3 марта поправки устраняют этот пробел. По истечении 10 дней со дня официальной публикации документа судебные приставы будут на законном основании проверять у находящихся в судебных помещениях граждан документы, удостоверяющие личность. Если есть достаточные основания, посетителей могут даже досмотреть на предмет наличия при себе оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических или психотропных средств.
Инициаторы принятия поправок ссылаются на участившиеся случаи нарушения порядка в зданиях суда. В качестве примеры приводится инцидент, который имел место в федеральном суде Приморского района в 15 июня 2005 года, когда в момент оглашения приговора бывшим сотрудникам милиции прогремел взрыв. В результате сотрудник конвойного подразделения погиб, а 11 человек, в том числе подсудимые, судья и секретарь получили ранения различной степени тяжести.
Принятие поправок фактически подтверждает, что раньше прав проверять документы и досматривать входящих в суд граждан у приставов не было. Не предусматривается это и Административным регламентом исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, который был утвержден Министерством юстиции России и вступил в силу месяц назад. В этом регламенте досконально описано все: как пристав должен осматривать здание, проверять помещения, предупреждать нарушителей о намерении применить силу и т.д. Про проверку документов и досмотр – ни слова.
Однако Верховный суд России признал фейс-контроль законным. Он был прописан в Типовых правилах внутреннего распорядка судов, утвержденных Советом судей России. По мнению Владимира Шаклина, обратившегося в Верховный суд России, необходимость предъявления паспорта нарушает право гражданина на обращение в суд, а также на присутствие в зале суда (законодательство не ставит гласность судопроизводства в зависимость от наличия у зрителя удостоверения личности). «Предъявление документов, удостоверяющих личность, при посещении здания суда, в котором должны соблюдаться требования по обеспечению безопасности как сотрудников суда, так и посетителей, ни в коей мере не ограничивает право граждан на доступ к правосудию и не может рассматриваться в качестве ограничения принципа публичности судебного разбирательства», – заключил судья Николай Романенко, отклоняя доводы Владимира Шаклина.
Судебные приставы получили законное право на фейс-контроль
ПО ТЕМЕ