Действующее законодательство позволяет федеральным или региональным властям практически бесконтрольно изымать муниципальное имущество, в том числе подчиненные органам местного самоуправления предприятия. Это можно делать, если такое имущество (в том числе недвижимость) используется соответствующим органом власти.
Например, в Архангельске федеральный суд размещался в здании, которое находилось в муниципальной собственности. Судебный департамент при Верховном суде РФ потребовал изъять его в федеральную собственность. Причем закон лишал самих владельцев даже права голоса в решении таких вопросов. В Петербурге наблюдаются обратные процессы – федеральная собственность активно передается в городскую, а городская – в собственность муниципальных образований.
Однако 27 января 2007 года Смольный уполномочил комитет по управлению городским имуществом принимать решения и об обращении муниципального имущества в государственную собственность Петербурга.
Вопрос о законности существующего механизма рассмотрел Конституционный суд России. Он пришел к выводу, что для изъятия муниципального имущества должно быть получено согласие его собственника. В соответствие с опубликованным сегодня определением, закон не может использоваться как позволяющие органам государственной власти принимать решения о передаче имущества в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления.