Сегодня в особняке Румянцева на Английской набережной, 44, открывается выставка «Из Вены в Петербург: гнутая мебель в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга», на которой будет представлено более 50 экспонатов. Об этом «Фонтанке» сообщает пресс-служба Музея.
История гнутой мебели началась в XVII веке в Англии с так называемого «виндзоровского стула», изготовленного из гнутой древесины. Однако производство мебели из гнутой древесины вышло на новый уровень лишь после того, как австрийский мебельщик Михаэль Тонет усовершенствовал метод гнутья: вырезанные из листов фанеры параллельно направлению волокна полосы одного размера соединялись в пучки и подвергались термической обработке, после чего помещались в специальные шаблоны для гнутья. Первую мастерскую Тонет открыл в 1819 году в г. Боппарде (Австрия). В ноябре 1853 года он передал предприятие пятерым сыновьям, и фирма получила название «Братья Тонет». В 1856 году в г. Коричане (Моравия) открылась первая фабрика фирмы, а к 1870-м годам магазины гнутой мебели «Братьев Тонет» появились в Праге, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Риме, Неаполе, Барселоне, Мадриде, Бухаресте, Нью-Йорке, Чикаго, Москве и Санкт-Петербурге.
Также в Иоанновском равелине Петропавловской крепости для посетителей открывается совместная выставка Ольги Лысенковой и Василия Щербинина.
Выставка «Ангел над городом» в Петропавловской крепости представляет более 50 работ Ольги Лысенковой. В основном, это эмали. В творчестве Лысенковой есть определенный круг тем, к которым художник постоянно обращается на протяжении нескольких лет. Особое значение мастер придает теме ангела-хранителя. Этот образ постоянно варьируется и развивается в ее работах («Рождественский ангел», «Ангел, разбрасывающий розы», «Снежный ангел»). Эмали художника изысканны и пластичны, но в то же время обладают удивительной динамикой: яркие, насыщенные цвета; темпераментно, почти стихийно перетекающие живописные массы умело сочетаются с резкой сменой фактур. Нередко художник вводит в свои работы предметы, обладающие определенной «исторической памятью»: это может быть случайно найденная старая, почерневшая от времени доска, обломок весла или деревянное колесо. Они служат своеобразным «обрамлением» произведений и становятся неотъемлемой частью художественного образа («Колесо быка»).
Рядом с эмалями и текстильными работами Ольги Лысенковой экспонируется фотовыставка Василия Щербинина «Флейта Мима». Его работы запечатлели Петербург – застывший, молчаливый, почти безлюдный. Умиротворенный, элегичный город часто предстает в туманной дымке в ранний предрассветный час. Фотограф пытается найти не только непривычные, неожиданные ракурсы, но и экспериментирует, совмещая фотографическое изображение с его зеркально отраженной копией. В результате знакомый фрагмент городского пейзажа становится источником новых образных ассоциаций.